1
Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пояснительная записка…………………………………….…………………………
Планируемый результат освоения программы…………………………….…...…..
Календарно-тематическое планирование. ……………………………………..…....
Содержание программного материала…...………………………………….………
Мониторинг ………………………………………………………………………......
Перечень материально-технических и дидактических средств обучения……......
Список литературы………………………………………………………….………..
Аннотация ……………………………….……...………………………….…………
Сведения о разработчиках ………………………………………………..…….........
3
5
5
16
17
19
20
21
22
2
Пояснительная записка
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой
является всестороннее развитие ребенка. Дошкольное детство уникальный этап в жизни
человека и имеет огромное значение в его развитии. Период от рождения до поступления
в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее
стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального
формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей
последующей жизни. Особенностью этого периода, отличающей его от других,
последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие,
служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и
навыков и усвоения различных видов деятельности.
Развитие интереса детей к разным проявлениям окружающего мира и повседневной
деятельности предполагает работу в различных направлениях: творческое, физическое,
интеллектуальное. Гармоничное сочетание различных умений, навыков поможет и
родителям, и ребенку определиться и выбрать именно то, что наиболее интересно ребенку
с учетом его индивидуальных особенностей. Одна из задач детского сада – создать
условия для погружения ребенка в различные виды деятельности. Анкетирование
родителей показывает, что наиболее востребованными являются программы,
направленные на речевое и физическое развитие ребенка.
Дополнительная образовательная программа «Волшебный карандаш» разработана
с учетом потребностей родителей МБДОУ «Приданниковский детский сад
комбинированного вида № 5». Данная программа расширяет и обогащает
образовательную программу детского сада по таким направлениям, как физическое,
познавательное и речевое развитие ребенка.
Программа «Волшебный карандаш» предназначена для детей дошкольного
возраста 6-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Обучение детей идет с постепенным
усложнением материала. Включение в содержание программы образовательной
деятельности разной направленности позволяет создать условия для разностороннего
развития личности дошкольника.
Одним из значительных аспектов развития дошкольника в период его подготовки к
школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, то есть
развитие графо-моторного навыка. У дошкольников
имеющих, нарушения речи,
формирование графо-моторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем
развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью
пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.
Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые
владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и
практического опыта, развития навыков ручной умелости. Неподготовленность к письму,
недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может
привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного
состояния ребенка в школе.
Подготовка к письму – особый и отдельный вид занятий с ребенком до школы. Это
особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку,
как лежит лист бумаги или тетради, как выполняет элементарные графические движения.
Решая любой из этих вопросов, мы обязательно должны учитывать, насколько
подготовлен ребенок к письму, можно ли начинать процесс обучения или нужна
подготовительная работа.
Важно сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления
любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы
3
(крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного
восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля
(облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика
дислексии и дисграфии).
Цель программы – повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья по подготовке руки к освоению письма
в школе и снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях.
Задачи программы:
1. Создать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению
графическими навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы.
2. Расширить систему педагогической работы по обучению грамоте, включив в нее
упражнения по подготовке руки к освоению письма в школе.
3. Предупредить появление дисграфии, осуществляя мероприятия по коррекции
психофизических возможностей детей, развивая зрительное, слуховое, тактильнокинетическое восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности.
4. Воспитывать самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость.
Формы занятий – групповые. Занятия в возрастной группе (для детей 6-7 лет)
рассчитаны на 30 минут 1 раз в неделю.
Основные принципы построения работы с детьми:
- Принцип коррекционно-развивающего и воспитывающего обучения.
- Принцип доступности.
- Принцип постепенности, последовательности и систематичности.
- Принцип наглядности.
- Принцип сознательности.
- Принцип прочности, закрепление изученного материала.
Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению
требуемых результатов только при условии систематической работы с детьми, с учетом их
возрастных и индивидуально-психофизиологических особенностей.
Программа состоит из следующих разделов:
1. Формирование навыка удержания карандаша и ручки;
2. Выполнение заданий по обводке, штриховке, заливке;
3. Развитие мелкого ручного праксиса в играх и упражнениях.
Учитывая, что на дошкольном этапе ведущей является игровая деятельность, все
задания курса представлены в виде игр. Это позволит в доступной форме выстроить
процесс обучения, поддержать их интерес к деятельности и легче освоить сложные
умения и навыки.
Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно сформирует
графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем
послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов
способствует не только совершенствованию тонкокоординированных движений пальцев и
кистей рук, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно
происходит возбуждение в речевых центрах мозга (В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, А.Р.
Лурия).
При обучении детей используются различные методы:
- Игровой метод. Является ведущим методом обучения дошкольников. Он дает
возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков,
самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия,
проявления творческой инициативы;
4
- Метод показа. Обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных
ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного
представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей;
- Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных
пояснений. Он помогает осмысливать поставленные задачи и в связи с этим сознательно
выполнять двигательные упражнения, играет большую роль в усвоении содержания и
структуры упражнений, самостоятельно их применять в различных ситуациях;
- Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы
педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан
вопрос.
- Практический метод. Основан на практической деятельности детей и формируют
практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после
знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер.
2. Планируемый результат освоения программы
Правильно держит карандаш, ручку. Сохраняет осанку при письме.
Активно использует разнообразные приемы (элементы) изображения «Заборчиков»
для реализации собственных и поставленных другими целей
Эмоционально реагирует на окружающую действительность. Понимает
эмоциональное состояние партнера выполнению заданий
Проявляет большую инициативность при общении и взаимодействии как со
сверстниками, так и со взрослыми.
На основе образца выполняет заданные упражнения. Умеет координировать свои
движения при выполнении графических упражнений
Имеет представление о значении графических навыков при переходе на
следующую ступень
Ориентируется на листе бумаги в клетку. Выполняет изображения по заданию
взрослого.
Ориентируется на листе бумаги при выполнении графических диктантов
Сформированные двигательные ручные умения и навыки, ориентируется на листе
бумаги и в окружающем пространстве, умеет слушать, понимать и выполнять словесные
установки педагог
3. Календарно-тематическое планирование
Месяц
октябрь
Неделя
1
2
3
4
№
1
2
3
4
ноябрь
1
2
5
6
3
4
1
7
8
9
декабрь
Тема
Рисование точек
Рисование точек и крестиков
Рисование коротких вертикальных линий
Рисование коротких горизонтальных
линий
Рисование длинных вертикальных линий
Рисование длинных горизонтальных
линий, в чередовании с вертикальными
Рисование наклонных линий
Рисование уголков
Рисование бордюра
Кол-во
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
январь
февраль
март
апрель
май
2
3
4
1
10
11
12
13
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
3
4
1
27
28
29
2
3
30
Рисование квадратов
Рисование квадрата
Рисование прямоугольников
Рисование узора из горизонтальных и
вертикальных линий
Рисование бордюра
Рисование кружков
Рисование предметов из кругов
Рисование фигур и предметов из кругов
Рисование узоров из квадратов и кругов
Рисование узора из кругов и квадратов
Рисование круга
Рисование овалов
Рисование кругов и овалов
Рисование узоров из кругов и овалов
Рисование вертушек
Рисование елочек
Рисование палочек с присоединением
уголков
Рисование дуги
Рисование птиц
Рисование узоров с использованием
овала
Рисование ломаной линии
31
Диагностика
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4. Содержание программного материала
М
О
К
Т
Я
Б
Р
Ь
№
Тема
1 Рисование
точек
2 Рисование
точек и
крестиков
Задачи
- Познакомить детей с
тетрадью в клетку;
- научить их ориентироваться в
клетке с помощью точек; а
также на нелинованной бумаге;
- развивать зрительную
память, конструктивные
навыки;
- развивать общую и мелкую
моторику
- Продолжить знакомство
детей с тетрадью в клетку;
- учить ориентироваться в
клетке;
- развивать зрительную
память, проводить коррекцию
зрительного гнозиса;
- развивать координацию слов
и движений, работать над
Структура деятельности
1. Пальчиковая гимнастика
«Замок».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «фигура».
4. Зрительный диктант из счетных
палочек.
5. Физкультминутка «Как
живешь?»
6. Работа в альбоме
1. Фигурки из проволоки.
2. Пальчиковая гимнастика
«Капустка».
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для глаз «Зигзаги».
5. Зрительный диктант
6. Физкультминутка «Овощи».
7. Работа в альбоме.
8. Лексические упражнения:
6
3 Рисование
коротких
вертикальн
ых линий
4 Рисование
коротких
горизонтальны
х линий
Н
О
Я
Б
Р
Ь
темпом и ритмом речи;
- закрепить знания детей об
овощах, учить образовывать
уменьшительно-ласкательные
формы имен существительных,
множественное число
существительных
- Научить детей проводить
короткие вертикальные линии
по точкам и самостоятельно;
- формировать навык
ритмичности двигательной
функции кисти руки;
- проводить коррекцию
атаксии*;
- развитие зрительного
восприятия и зрительной
памяти
- Учить проводить короткие
горизонтальные линии по
точкам и самостоятельно;
- развивать общую и тонкую
моторику детей;
- развивать зрительное
восприятие;
- учить образовывать
родственные слова (от названий
животных);
- расширять словарь признаков
и действий
1 Рисование
длинных
вертикальн
ых линий
- Учить рисовать длинные
вертикальные линии по точкам
и самостоятельно;
- развивать тонкую моторику
руки, зрительную память;
- проводить коррекцию
дизметрии (см. примечания, с.
23), нарушений
пространственного восприятия
2 Рисование
длинных
горизонтал
ьных
- Закрепить навык проведения
горизонтальных-*линий по
точкам и самостоятельно,
чередовать рисование
«Кто больше назовет овощей?»,
«Большой - маленький»,
«Один - много»
1. Пальчиковая гимнастика
«Дружба».
2. Упражнение «Забор».
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для глаз «Молния».
5. Зрительный диктант.
6. Физкультминутка «Зарядка».
7. Работа в альбоме.
8. Логопедическая разминка и
заучивание стихотворения Я.
Акима «Осень»
1. Развитие общей моторики,
упражнение «Мишка».
2. Пальчиковая гимнастика
«Мишка косолапый».
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для
предупреждения зрительного
утомления.
5. Зрительный диктант.
6. Логопедическая разминка с
элементами логоритмики
«Медвежата».
7. Работа в альбоме «Три
медведя».
8. Лексические упражнения:
- подбор родственных слов;
- подбор признаков и действий.
1. Пальчиковая гимнастика
«Вышел дождик погулять».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для
предупреждения зрительного
утомления.
4. Зрительный диктант с
использованием счетных палочек.
5. Физкультминутка на
расслабление.
6. Работа в альбоме
1. Пальчиковая гимнастика
«Листочки».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Стрелы».
7
линий, в
чередован
ии с
вертикальными
3 Рисование
наклонных
линий
4 Рисование
уголков
Д
Е
К
А
Б
Р
Ь
1 Рисование
бордюра
2 Рисование
квадратов
горизонтальных и
вертикальных линий;
- учить выполнять фигуры по
образцу, проводить линии в
заданном направлении;
- развивать слуховую память;
- учить образовывать
относительные прилагательные;
- активизировать словарь
признаков;
- закрепить названия деревьев
- Учить рисовать наклонные
линии по точкам и
самостоятельно;
- продолжить коррекцию
дизметрии**;
- учить ориентироваться в
плоскости листа
- Познакомить с разными
значениями слова «идти»;
- закрепить знания о
геометрических фигурах
4. Игра «Бумажные листочки».
5. Слуховой диктант.
6. Физкультминутка «Ветер».
7. Работа в альбоме.
8. Лексические упражнения:
- Подбор слов — действий,
- «Скажи по-другому»
1. Пальчиковая гимнастика
«Дождь».
2. Работа в тетради.
3. Гимнастика для глаз
офтальмотренаж «Далеко —
близко»
4. Слуховой диктант.
5. Физкультминутка «Дождик».
6. Работа в альбоме.
7. Лексические упражнения:
- «Что идет?»,
- «Скажи по-другому
- Закрепить умение рисовать
1. Игра «Птицы хотят пить».
короткие наклонные линии;
2. Пальчиковая гимнастика
- учить образовывать сложные «Птички».
прилагательные и
3. Работа в тетради.
согласовывать числительные с
4. Упражнение для глаз «Уголки».
существительными;
5. Зрительный диктант.
- развивать конструктивные
6. Физкультминутка «Журавли».
навыки; координацию
7. Работа в альбоме.
движений;
8. Лексические упражнения:
- воспитывать усидчивость,
- «Веселый счет»;
аккуратность в работе
- «Назови одним словом».
- Закрепить умение рисовать
1. Игра «Пластилиновые
короткие наклонные линии;
жгутики».
- коррекция атаксии;
2. Пальчиковая гимнастика «В
- формировать нажим
гости к пальчику большому».
карандаша;
3. Работа в тетради.
- развивать память и внимание 4. Упражнение для глаз
«Стрельба».
5. Зрительный диктант
6. Физкультминутка: дыхательные
упражнения с расслаблением.
7. Работа в альбоме
- Закрепить навык рисования
1. Пальчиковая гимнастика «Есть
горизонтальных и
игрушки у меня».
вертикальных линий;
2. Выполнение фигурки
- учить образовывать
«Машина».
относительные прилагательные; 3. Работа в тетради.
8
- развивать конструктивные
навыки;
- развивать координацию речи
и движений, творческое
воображение
3 Рисование
квадрата
- Учить рисовать квадрат в две
клетки и ориентироваться в
нем;
- формировать
пространственно-временные
представления;
- развивать конструктивные
навыки и тактильные
ощущения;
- составлять
сложноподчиненные
предложения с союзом а
4 Рисование
прямоугол
ьников
- Учить рисовать
прямоугольники;
- закрепить понятие о
геометрической фигуре
прямоугольник;
- развивать зрительное
восприятие и зрительную
память, творческое
воображение, координацию
речи и движения;
- уточнить понятие: транспорт
наземный, грузовой,
пассажирский, железнодорожный; детали транспорта
4. Упражнение для глаз «Зигзаги».
5. Зрительный диктант.
6. Физкультминутка «Шофер».
7. Работа в альбоме.
8. Лексическое упражнение
«Скажи по-другому»
1. Фигурка из палочек «Рожица».
2. Пальчиковая гимнастика «Моя
семья».
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для
предупреждения зрительного
утомления.
5. Зрительный диктант.
6. Физкультминутка с
пантомимой.
7. Игра «Угадай, сколько нас в
семье?»
8. Работа в альбоме.
9. Лексические упражнения:
- «Покажи, где...»,
- «Кто старше, а кто младше»,
- «Обведение контура дорожки»
1. Фигура из палочек
«Прямоугольник».
2. Самомассаж кистей и пальцев
рук.
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для глаз.
5. Зрительный диктант.
6. Динамическая пауза «Мчится
поезд».
7. Работа в альбоме.
8. Лексические упражнения
9
Я
Н
В
А
Р
Ь
1 Рисование
узора из
горизонтал
ьных и
вертикальн
ых линий
2 Рисование
бордюра
3 Рисование
кружков
4 Рисование
предметов
из кругов
- Закрепить умение рисовать
горизонтальные и вертикальные
линии и объединять их в узор;
- учить штриховать в заданном
направлении;
- учить образовывать названия
детенышей, притяжательные
прилагательные;
- развивать внимание и память,
координацию речи с
движением, творческое воображение;
- учить подражать звукам птиц
- Учить рисовать бордюр,
состоящий из вертикальных
(две клетки) и горизонтальных
(одна клетка) линий;
- формировать умение строить
деятельность по словесной
инструкции;
- развивать воображение,
речевую выразительности,
интерес к совместным играм;
- расширять и активизировать
словарь признаков
- Учить рисовать круги по
точкам и самостоятельно;
- закрепить навык проведения
наклонных линий;
- закрепить умение
согласовывать числительные с
существительными,
образовывать уменьшительноласкательные существительные и относительные
прилагательные
- Закрепить умение рисовать
круги;
- учить внимательно
рассматривать и сравнивать
изображения;
- учить образовывать форму
множественного числа
родительного падежа имен
существительных;
- развивать координацию речи
и движения
1. Игра «Кто чем питается?».
2. Пальчиковая гимнастика
«Гусь», «Петух», «Курочка».
3. Работа в тетради.
4. Офтальмотренаж «Жмурки».
5. Зрительный диктант.
6. Динамическая пауза «Домашние
птицы».
7. Работа в альбоме.
8. Лексические упражнения:
- «Скажи по-другому»,
- «У кого кто?»
1. Игра «Ловкие пальчики».
2. Пальчиковая гимнастика
«Подарки».
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для глаз.
5. Слуховой диктант.
6. Динамическая пауза «С Новым
годом».
7. Работа в альбоме.
8. Лексическое упражнение
«Подбери признак»
1. Игра «Сушка фруктов».
2. Пальчиковая гимнастика
«Колечки».
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для глаз «Большие
и маленькие фрукты».
5. Зрительный диктант (табл. 8).
6. Упражнение на расслабление.
7. Работа в альбоме.
8. Лексические упражнения:
- «Назови ласково»;
- «Веселый счет»;
- «Назови компот, варенье, сок»
1. Выкладывание по контуру.
2. Работа в тетради.
3. Офтальмотренаж «Метелки».
4. Зрительный диктант (табл. 9).
5. Динамическая пауза «Танец
Неваляшек».
6. Работа в альбоме.
7. Лексические упражнения:
- «Кто больше назовет игрушек?»
- «Чего нет?»
10
Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь
1 Рисование
фигур и
предметов
из кругов
- Закрепить умение рисовать
круги;
- расширять словарный запас;
- развивать зрительное
внимание и память; творческое
воображение, физиологическое
дыхание, выразительность
речи;
- воспитывать усидчивость и
аккуратность в работе
2 Рисование
узоров из
квадратов
и кругов
- Закрепить умение рисовать
квадрат и круг со штриховкой и
без нее;
- развивать конструктивные
навыки
- Проводить коррекцию
нарушения пространственного
восприятия;
- учить составлению
предложений с предлогом в,
упражнять в словообразовании
- Закрепить умение рисовать
квадрат, круг и объединять
фигуры в узор;
- рисовать предметы из
прямых и наклонных линий;
- проводить коррекцию
нарушений пространственного
восприятия;
- продолжить работу над
темпом и ритмом речи;
- закрепить умение
образовывать относительные
прилагательные, согласовывать
числительные с
существительными
- Закрепить навык рисования
кругов;
- координировать речь и
движение детей;
- развивать пространственную
ориентацию, воображение
- Закрепить названия диких
животных и их детенышей
3 Рисование
узора из
кругов и
квадратов
4 Рисование
круга
1. Самомассаж кистей и пальцев
рук или пальчиковая гимнастика
«Шарик», «Елочка».
2. Работа в тетради.
3. Офтальмотренаж «Поймай
зайку».
4. Зрительный диктант
5. Подвижная игра «С Новым
годом».
6. Работа в альбоме.
7. Лексические упражнения:
- Подбор признаков и действий;
- Подбор родственных слов
1. Пальчиковая гимнастика
«Цепочка».
2. Фигурки из палочек.
3. Работа в тетради
4. Упражнение для глаз.
5. Зрительный диктант .
6. Упражнение на расслабление.
7. Работа в альбоме.
8. Лексические упражнения:
- «В какую посуду кладут...?»
- «Из каких частей состоит...?»
1. «Маленький конструктор»,
«Ловкие пальчики».
2. Пальчиковая гимнастика
«Посчитаем в первый раз...»
3. Работа в тетради. Графический
диктант.
4. Упражнение для глаз «Зигзаги».
5. Зрительный диктант
6. Физкультминутка «Новые
кроссовки».
7. Работа в альбоме.
8. Лексические упражнения:
- «Скажи по-другому»;
- «Счет парами»
1. Самомассаж кистей и пальцев
рук.
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для
предупреждения зрительного
утомления
4. Слуховой диктант.
5. Динамическая пауза «Лиса».
6. Работа в альбоме.
7. Лексическое упражнение «У
кого кто?»
11
М
А
Р
Т
1 Рисование
овалов
2 Рисование
кругов и
овалов
3 Рисование
узоров из
кругов и
овалов
- Учить рисовать овалы в
горизонтальном положении со
штриховкой и без нее;
- проводить коррекцию
атаксии, дизметрии;
- закрепить понятия о
геометрических фигурах;
- развивать сообразительность,
активизировать словарь
1. Самомассаж кистей и пальцев
рук.
2. Игра «Ловкие ручки».
3. Работа в тетради.
4. Упражнение «Рисование
глазами геометрических фигур».
5. Слуховой диктант «Цветиксемицветик».
6. Физкультминутка «Цветы».
7. Работа в альбоме.
8. Отгадывание загадок
- Закрепить умение рисовать
1. Игра «Маленький конструктор»
круг и овал, объединять фигуры
2. Самомассаж рук.
при изображении предметов;
3. Работа в тетради.
- учить выполнять движения в 4. Упражнение для предупреждения
соответствии с заданной
зрительного утомления.
схемой; развивать пространс5. Слуховой диктант.
твенные отношения;
6. Физкультминутка «Мы
- развивать слуховое
спортсмены».
внимание;
7. Работа в альбоме.
- закрепить умение подбирать
8. Пальчиковая гимнастика
слова-антонимы;
«Волшебные пальчики».
существительные с суффиксом 9. Лексические упражнения:
-ищ-, и уменьшительно- «Скажи наоборот»;
ласкательными суффиксами
- «Слова-гномики, словавеликаны»
- Формировать умение
1. Сортировка гороха и бобов с
рисовать круги и овалы;
закрытыми глазами.
- учить штриховать предметы в 2. Самомассаж рук.
разных направлениях;
3. Работа в тетради.
- учить внимательно
4. Упражнение для глаз.
рассматривать,, сравнивать и
5. Слуховой диктант «Воздушные
воспроизводить изображения;
шары».
- закрепить и уточнить знания 6. Упражнение для расслабления.
о домашних животных
7. Работа в альбоме
8. Лексические упражнения:
- Назови домашних животных.
- «У кого кто?»
- «Где кто живет?»
12
4 Рисование
вертушек
- Закрепить навык проведения
прямых и наклонных линий;
- учить детей
дифференцировать и правильно
называть предлоги;
- развивать конструктивные
навыки;
- координировать речь и
движения
Рисование
елочек
- - Закрепить навык рисования
прямых и наклонных линий;
- согласовывать числительные
с существительными
- Учить подбирать слова
антонимы;
- развивать зрительное
восприятие и память;
- развивать способности
имитировать действие,
перевоплощаться;
- воспитывать
организованность, умение договариваться
- Закрепить умение рисовать
прямые и наклонные линии;
- учить симметрично
воспроизводить предметы;
- развивать конструктивные
навыки, координацию речи и
движения;
- закрепить у детей понятие
«насекомые», согласование
числительных с существительными;
- уточнить характерные
особенности строения
насекомых
1
А
П
Р
Е
Л
Ь
2 Рисование
палочек с
присоединени
ем уголков
1. Пальчиковая гимнастика «Есть
игрушки у меня».
2. Работа в тетради.
3. Офтальмотренаж «Далеко близко».
4. Зрительный диктант со
счетными палочками.
5. Динамическая пауза
«Карусель».
6. Работа в альбоме.
7. Лексическое упражнение «Куда
спрятался Карлсон?»
1. Пальчиковая гимнастика «Есть
игрушки у меня».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для
предупреждения зрительного
утомления.
4. Зрительный диктант.
5. Физкультминутка с пантомимой
«Где мы были, мы не скажем...»
6. Работа в альбоме.
7. Лексические упражнения:
- «Веселый счет»;
- «Скажи наоборот».
1. Пальчиковая гимнастика «Жук».
2. Работа в тетради. Графический
диктант.
3. Упражнение для глаз «Уголки».
4. Зрительный диктант «Жук» с
использованием счетных палочек.
5. Динамическая пауза «Прилетела
к нам вчера...»
6. Работа в альбоме.
7. Лексические упражнения:
- «Веселый счет»;
- «Чем отличаются и что
общего?»;
- «Почему так говорят?».
13
3 Рисование
дуги
4 Рисование
птиц
М
А
Й
1 Рисование
узоров с
использован
ием овала
- Учить рисовать дуги по
точкам и самостоятельно;
- учить внимательно
рассматривать и сравнивать
изображения;
- развивать ритмичность
двигательной функции кисти
руки;
- учить образовывать
притяжательные прилагательные и подбирать
родственные слова;
- воспитывать аккуратность
- Закрепить навык проведения
линий в разных направлениях,
выполнять действия по образцу;
- формировать нажим руки;
- учить подбирать родственные
слова; образовывать
приставочные глаголы
движения (от глагола «лететь»)
- Воспитывать слуховое
внимание, совершенствовать
умения действовать по сигналу,
сочетать действия со словом
- Закрепить умение рисовать
овалы и включать их в
различные узоры;
- формировать временные
представления;
- учить графически
воспроизводить направления;
- развивать мелкую и общую
моторику детей
1. Пальчиковая гимнастика
«Рыбки».
2. Работа в тетради.
3. Упражнение для глаз «Цветок»
4. Игра «Дорисуй цветок».
5. Физкультминутка «Цветочкилепесточки».
6. Работа в альбоме.
7. Лексические упражнения:
- «Назови слово-друга»;
- «Чей плавник, чей хвост...?».
1. Игра «Корм для птиц».
2. Пальчиковая гимнастика
«Филин».
3. Работа в тетради.
4. Офтальмотренаж «Филин».
5. Слуховой диктант «Полет
совы».
6. Динамическая пауза «Сова».
7. Работа в альбоме
8. Лексические упражнения:
- «Назови слово-друга»;
- Составление предложений о
птицах с приставочными
глаголами.
1. Игра «Бабушкины помощники».
2. Самомассаж кистей и пальцев
рук.
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для
предупреждения зрительного
утомления.
5. Работа в тетради. Графический
диктант.
6. Логопедическая разминка с
элементами логоритмики.
7. Работа в тетради
14
2 Рисование
ломаной
линии
- Учить проводить прямые и
наклонные линии без отрыва;
- закрепить умение выполнять
штриховку в заданном
направлении;
- развивать внимание,
конструктивные навыки;
- учить детей замечать
небылицы, нелогичные
ситуации, объяснять их
1. «Маленький конструктор».
2. Самомассаж кистей и пальцев
рук.
3. Работа в тетради.
4. Упражнение для глаз «Стрельба
глазами».
5. Зрительный диктант «Флажки».
6. Динамическая пауза
«Мышеловка».
7. Работа в альбоме.
8. Лексическое упражнение «Кто
больше заметит небылиц»
3 Диагностика
* - Атаксия - расстройство координации движений, наблюдается при различных
заболеваниях головного мозга.
** - Дизметрия — нарушения (несоразмерность) амплитуды движений.
6. Содержание программного материала
Образовательная деятельность имеет следующую структуру и особенность:
1. Для активации пальцев руки ребенка занятия начинаются с пальчиковой
гимнастики или самомассажа пальцев и кистей рук. Любое из предложенных упражнений
можно использовать после письма элементов и тетради для расслабления мышц руки.
2. Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся
ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение,
совершенствуются зрительная и словесная память, двигательные и каллиграфические
навыки. Прежде чем дети приступят к выполнению задания, педагог показывает на доске,
как нужно выполнять его, сопровождая показ подробным описанием. Для тренировки к
доске вызываются 2-3 человека. Затем дети должны воспроизвести образец пальцем на
столе (или с карандашом в руке в воздухе). После этого дети обводят образец в тетради
обратным концом карандаша (или ручки).
3. После работы в тетради дети испытывают зрительное напряжение (еще
недостаточно развиты тонкие и точные координации движений). Поэтому для
профилактики нарушения зрения используются серии расслабляющих упражнений для
глаз – дети следят глазами за кончиком указки воспитателя, который «рисует» с ее
помощью различные фигуры (ломанные линии, геометрические фигур, спирали, цифры и
т.д.), предложенные В.П. Матыцыным, М.М. Безруких, а также офтальмотренаж.
4. Важный компонент образовательной деятельности – это зрительные или
слуховые диктанты (в чередовании). Зрительные диктанты проводятся с использованием
таблиц. Педагог показывает таблицу в течение 5 секунд и убирает ее. Дети должны
вспомнить порядок расположения геометрических фигур на таблице и последовательно
выложить их на столе. Затем результат сравнивается с оригиналом.
5. Для снятия утомления детей во время образовательной деятельности
обязательно проводятся динамические паузы (подбор по усмотрению педагога),
15
развивающие внимание, быстроту реакции, общую моторику, координацию движений,
ориентацию в пространстве они могут проводиться под стихотворный текст или с мячом.
Педагог может использовать и занимательные игры типа «Зеркало», «Карлики и
великаны».
6. В конце образовательной деятельности поводятся занимательные упражнения по
развитию мелких движений мышц руки (штриховка или проведение непрерывной линии).
Эти упражнения нуждаются в мотивации деятельности ребенка. Поэтому перед их
выполнением педагог может прочитать стихотворение, загадать загадку. Задания могут
сопровождаться речевыми играми: «Один-много», «У кого что?», «Кто в лесу живет?»,
«Овощ или фрукт?» и т.п.
7. Упражнения каждой образовательной деятельности объединены единым
сюжетом.
16
7.Мониторинг детского развития
Диагностика состояния графомоторных навыков проводится дважды в год,
обеспечивая возможность оценить динамику достижений детей по методике описанной в
книге С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой. Развиваем
руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и
педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2005.
Тест для определения ведущей руки ребенка
1. Узнайте есть ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой.
2. Вспомните, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребенок
(брал игрушку, ложку и т.д.).
3. Предложите ребѐнку расчесаться. В какую руку он возьмет расческу.
4. Обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время
рисования.
5. Предложите ребенку прослушать часики. К какому уху он их поднесет?
6. Предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху.
Обратите внимание, что это за рука.
7. Предложите ребѐнку скрестить пальцы в замочек. Большой палец какой руки
ляжет сверху?
8. Предложите скрестить руки на груди. Предплечье какой руки будет наверху?
9. Предложите ребенку топнуть одной ногой. Какой ногой он топнул?
10. Сидя, положите одну ногу на другую. Какая нога будет сверху?
11. Предложите ребенку посмотреть одним глазом в бумажную трубочку. Какой
это будет глаз?
12. Если большинство заданий ребенок выполнил левой рукой, ногой, ухом, глазом,
то ведущим является правое полушарие головного мозга – ребенок
«правополушарный» - левша.
Определение готовности к обучению письму
Методика: рисование простых узоров.
Цель: выявление умения детей анализировать образец, устанавливать принцип
построения ряда на основе выделения его элементов.
Материалы: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.
Инструкция: предложи рисовать узоры, не отрывая карандаш от бумаги.
Проводится с детьми индивидуально (с одним или от 3 до 5 человек).
Начальную часть узора рисует обследующий, а ребенок продолжает. Узоры не
должны слишком сильно отклоняться о горизонтальной линии.
Образцы узоров:
17
Высокий уровень: без ошибок.
Средний уровень: с ошибками.
Низкий уровень: ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры.
18
8.Перечень материально-технических и дидактических средств обучения
Для организации работы необходимо помещение с партами и стульями,
передвижная доска. Детям необходимо иметь пенал со всеми принадлежностями
(карандаш простой, ластик, цветные карандаши), тетради в крупную клетку, пластиковую
папку с замком.
А также:
- развивающие игры и упражнения
- предметные картинки
- мольберт
- магнитофон
- ноутбук
- презентации
19
9.Список литературы
1. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.
Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8лет: Практическое
пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки –
чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для педагогов и
родителей. – Ярославль: Академия развития, 2005.
3. Голубина Т.С. Чему учит клеточка... Методическое пособие для подготовки
дошкольников к письму. – М.: – Мозайка-Синтез, 2001.
4. Гризик Т.И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей. –
М.: Просвещение, 2007.
5. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, и готовим ее к
рисованию и письму: конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой
моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2003.
6. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке
детей к школе. – Волгоград: Учитель, 2008.
7. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Планирование и конспекты занятий
по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М.:
Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
20
10.Аннотация
Данная программа рассчитана для детей дошкольного возраста 6-7 лет на один год
обучения.
Цель программы – повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с
детьми, имеющими речевые нарушения по подготовке руки к освоению письма в школе и
снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях.
Основная задача заключается в том, чтобы предупредить появление дисграфии,
осуществляя мероприятия по коррекции психофизических возможностей детей, развивая
зрительное, слуховое, тактильно-кинетическое восприятие, внимание, память, мышление,
творческие способности.
Содержание программы предлагает обширный материал, включающий в себя
разные виды деятельности: двигательная, игровая, музыкальная, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора,
конструирование, изобразительная деятельность.
Данный материал может творчески использоваться воспитателем, учителемлогопедом, преподавателем по изобразительной деятельности учитывая возможности и
способности воспитанников.
21
10. Сведения о разработчиках
Фамилия, имя, отчество: Вавилина Анна Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Педагогический стаж: 15 лет
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Приданниковский детский сад комбинированного вида № 5»
Адрес: 623336, Россия, Свердловская область, Красноуфимский район, д. Приданниково,
ул. Приданниковская, д. 47, тел.: 8 (343-94) 6-12-15
Образование: ФГОУ ВПО СО «Уральский государственный педагогический
университет», Педагогическое образование, бакалавр по профилю «Управление
дошкольным образованием».
22
23