1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Комплекс основных характеристик образования
Пояснительная записка
Комплекс организационно – педагогических
включая формы аттестации
Учебный план
Содержание программы
Планируемый результат
Календарный учебный график
Оценочный материал
Методические материалы
Список литературы
Приложения к программе
2
3-7
условий,
8
8
9
9
10
10
10
11-20
Пояснительная записка
Направленность программы – социально - педагогическая
Актуальность программы
Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый
естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического
воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных
переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной
ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает
опыт нравственной деятельности. Ее нужно поддерживать, поощрять, создавать
условия для ее развития.
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед
специалистами дошкольного образования проблему поиска средств
модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором
человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у
ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер,
укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым
документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители,
общественные организации, местные власти призываются к признанию и
соблюдению прав ребенка (на имя, гражданство, любовь, понимание,
материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически,
умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения). Все эти
права были закреплены и в других международных и российских нормативных
документах («Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и
развития детей»; «Конституция РФ»; «Семейный кодекс РФ»; законы «Об
образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
Как показывают современные психолого-педагогические исследования,
многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании
детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность,
агрессивность детей-дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие,
нелюбознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях.
Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных
ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и
проявляют чрезмерную строгость. Подобная ситуация очень опасна как для
здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с
детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе
воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится
на низком уровне. Только половина родителей, понимают, что, уходя из дома по
делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым
его права.
Задача современного ДОУ – не оставаться равнодушным и организовать
защиту прав и достоинств маленького ребенка. Для этого нужна систематическая
3
и целенаправленная работа как с педагогами, так родителями и детьми. Одной из
основных
задач
дошкольного
образования
является
формирование
представлений о таких ценностях как жизнь, здоровье, счастье, общение,
гуманизм, добро, любовь, свобода, личность, справедливость.
Это находит отражение в образовательной программе нашего дошкольного
учреждения. Знакомство детей со своими правами проходит в разных видах
деятельности: при обсуждении сказок, занятий по основам безопасности жизни,
в играх и индивидуальных беседах. Но эта работа не носит системный характер
среди наших педагогов. Поэтому, проанализировав работу в этом направлении,
возникла необходимость разработать. В основном законе нашей страны –
Конституции РФ – сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем
Конституцию Российской Федерации:
- что память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в
добро и справедливость;
- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими
поколениями.
Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество,
чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Работа
должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье,
отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и
отношение к тому месту, где ребенок живет.
Наследование нравственных ценностей в дошкольном возрасте – самый
естественный, а потому и верный путь нравственно-патриотического
воспитания, поскольку в дошкольном возрасте очень важна роль эмоциональных
переживаний, которые ребенок получает в результате проживания нравственной
ситуации, совершения нравственного выбора. Именно тогда он приобретает
опыт нравственной деятельности. Ее нужно поддерживать, поощрять, создавать
условия для ее развития.
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед
специалистами дошкольного образования проблему поиска средств
модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором
человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном детстве у
ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер,
укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым
документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители,
общественные организации, местные власти призываются к признанию и
соблюдению прав ребенка (на имя, гражданство, любовь, понимание,
материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически,
умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения).
Как показывают современные психолого-педагогические исследования,
многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании
детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность,
4
агрессивность детей-дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие,
нелюбознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях.
Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных
ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и
проявляют чрезмерную строгость. Подобная ситуация очень опасна как для
здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с
детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе
воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.
Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на
низком уровне. Только половина родителей, понимают, что, уходя из дома по
делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они нарушают тем самым
его права.
Задача современного ДОУ – не оставаться равнодушным и организовать
защиту прав и достоинств маленького ребенка. Для этого нужна систематическая
и целенаправленная работа как с педагогами, так родителями и детьми. Одной из
основных
задач
дошкольного
образования
является
формирование
представлений о таких ценностях как жизнь, здоровье, счастье, общение,
гуманизм, добро, любовь, свобода, личность, справедливость.
Нормативно – правовые документы, в соответствии с которыми
разработана программа:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации», принят Государственной Думой 21.12.2012г и одобрен
Советом Федерации 26.12.2012г;
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11ФКЗ);
- Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019);
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 года
N 124-ФЗ;
- Конвенция о развитии дополнительного образования детей на период до 2020
года (включительно), распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г № 1726-р;
- Устав МБДОУ «Приданниковский детский сад № «5».
Цель программы: формирование основ правового сознания у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
1.
Ознакомить детей старшего дошкольного возраста с основными
документами по защите прав человека.
2.
Формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и
свобод, ответственности, воспитание уважения к достоинству и личным правам
другого человека, формирование основ толерантности.
3.
Формировать представления о таких ценностях, как жизнь, здоровье,
счастье, общение, гуманизм, добро, любовь, свобода, личность, справедливость.
5
4.
Вовлекать в реализацию проекта по правовому воспитанию родителей и
общественность.
Отличительные особенности программы
Педагогическая особенность внедрения данной программы заключается, прежде
всего, в том, что уже на первоначальной ступени образования, такие понятия
как: права человека, честь, достоинство, закон, толерантность стали понятными
и необходимыми маленьким гражданам.
Каждый ребенок должен не только знать свои права, но и быть готовым
применять знание своих прав в реальной жизненной ситуации. При этом дети
должны признавать права своих сверстников и взрослых, которые, в свою
очередь, обязаны уважительно относиться к соблюдению их прав.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что:
1.
Выстроена система взаимодействия всех участников образовательного
процесса по правовому воспитанию дошкольников.
2.
Раскрыты методы организации, формы и содержание работы
по
правовому воспитанию детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет.
3.
Разработан
перспективно-тематический
образовательный
план,
включающий комплекс разнообразных форм работы педагога с детьми в
совместной деятельности, направленных на усвоение и закрепление правовых
знаний дошкольников. Совокупность образовательных областей и их интеграция
в ходе совместной деятельности педагога с воспитанниками по правовому
воспитанию обеспечивает целенаправленный подход к реализации данной
Программы.
Адресат программы - дети дошкольного возраста (6 - 7 лет), посещающие
дошкольное учреждение.
Объем программы - общее количество учебных часов, запланированных на
весь период обучения - 36 часов.
Срок реализации программы – 1 год
Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность занятий – 30 минут,
включая физкультминутки и подвижные игры. Количество обучающихся в
группе не более 15 человек.
Форма обучения и виды занятий – очная, групповая.
Теоретические занятия, дидактические игры и задания, беседы, продуктивная
деятельность.
6
Содержание программы
I Подготовительный этап
- Анкетирование родителей на предмет социального заказа (1-15 сентября);
- Разработка программы (август – сентябрь);
- Подготовка и проведение мероприятий (август – май);
- Обсуждение вопросов взаимодействия с участниками реализации программы
(сентябрь);
- Создание материально – методической базы (август – сентябрь).
II Основной этапа
- Проведение занятий, развлечений по темам (приложение);
- Оформление рубрики в родительском уголке (один раз в месяц);
- Проведение развлечений, практических занятий для детей других групп (два
раза в месяц);
- Оформление «Правовой зоны» в группе (по правовому календарю);
- Оформление выставки рисунков «Я и мир вокруг» в вестибюле детского сада
(по результатам занятий).
III Заключительный этап
- Конкурс среди детей «Я имею право!» (1- 15 мая);
- Опрос/анкетирование родителей «Знатоки права» (1 -10 мая);
- Презентация программы и ее результатов для педагогов ДОУ (конец мая).
Планируемый результат
1.
У детей сформированы понятия об основных правах человека.
2.
Дети проявляют доброту, внимание, заботу по отношению к другим
людям, уважают желание других.
3.
Дети умеют сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в
приемлемой форме. В некоторых ситуациях общения с людьми проявляют
чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, стремление занять
достойное место в системе отношений со взрослыми и детьми.
4.
Формируются первые культурно-исторические представления о своей
семье, знания основных символов своего государства.
5.
Дети проявляют интерес и доброжелательное отношение к явлениям
других, отличающихся от родной, культур.
6.
Дети получат свои первые представления о своих правах и обязанностях,
тем самым смогут использовать полученные знания и умения в жизненных
ситуациях.
7.
У детей формируется уважительное отношение к достоинству и правам
другого человека.
8.
Дети приобретут уверенность в собственных поступках и поведении.
7
Комплекс организационно – педагогических условий,
включая формы аттестации
1. Учебный план
№
п/п
Тема
1.
2.
Вводное занятие
Ребенок и права
3.
Я и моя семья
4.
Общее
количество
учебных часов
1
14
В том числе
Теория
Практика
0,5
10
0,5
4
6
4
2
Я и мое здоровье
6
2
2
4.
Мы - граждане России
8
4
4
5.
Итоговое занятие
1
0
1
Форма
промежуточной
аттестации
Беседа
Проект «Права и
обязанности»
Проект
«Генеалогическое
древо»
Поход (совместно с
родителями)
Проект «Моя малая
Родина»
Семейный праздник
2. Содержание программы
1 тема: Вводное занятие
Теоретические часы: Вводный инструктаж по ТБ
Практические часы: Игры на знакомство, игры на сближение, актуализация знаний
детей
2 тема: Ребенок и права
Теоретические часы: Что такое право. Мои права и обязанности. Право на имя.
Право на свободное выражение своих взглядов. Право на жизнь. Право на здоровье.
Право на обучение. Право на дом. Право на отдых. Мы разные, но имеем одинаковые
права.
Практические часы: Дидактическая игра «Я и мои права», упражнения, проект
«Права и обязанности».
3 тема: Я и моя семья
Теоретические часы: Моя родословная. Право воспитываться и жить в семье. Право
на свободу и равенство. Человеческое достоинство.
Практические часы: Дидактическая игра «Я и моя семья», упражнения, проект
«Генеалогическое древо».
4 тема: Я и мое здоровье
Теоретические часы: Закаливание – залог здоровья. Охрана жизни и здоровья
человека.
Практические часы: Дидактическая игра «Здоровячок», спортивная эстафета, поход
5 тема: «Мы – граждане России»
Теоретические часы: Моя страна. Моя малая Родина. Моя улица. Мой дом.
8
Практические часы: Дидактическая игра «Юный краевед», проект «Моя малая
Родина»
3. Планируемый результат
1. Ребенок знает свои права и обязанности
2. У ребенка формируется чувство толерантности по отношению к людям других
национальностей
3. Ребенок знает историю своей семьи, своего рода
4. У ребенка сформировано представление о своем здоровье, о том, что его нужно
беречь
5. У ребенка сформированы понятия «Моя страна», «Моя Родина»
4. Календарный учебный график
Подготовительная
группа №1.2
Седьмой год жизни
Вид деятельности
Обязательная часть
Познавательноисследовательская
деятельность
Коммуникативная
деятельность
Изобразительная
деятельность
Познание окружающего мира
Развитие математических представлений
Природа
Развитие речи (речевое общение; обогащение словаря;
формирование грамматического строя речи;
формирование произносительной стороны речи; развитие
связной речи)
Начало грамоты
Художественная литература и фольклор
Рисование
Лепка
Аппликация
Конструирование
Музыка
Музыкальная
деятельность
Двигательная
Физическое развитие
деятельность
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Социально
– Общеразвивающая программа дополнительного
педагогическое
образования «Правознайка»
направление
Максимальная нагрузка
9
Количе
ство
НОД в
неделю
Время
(мин) в
неделю
1
2
1
30
30
30
1
30
1
1
1
1
0,5*
0,5*
30
30
30
30
15
15
2
60
3
90
1
30
16
480 мин
5. Оценочный материал
В качестве оценочного материала педагог может использовать создание
проектов, которые дети могут делать как в ДОУ, так и совместно с родителями.
Также можно использовать такие формы, беседы, тесты.
6. Методические материалы
- Мультимедийный проектор, экран, ноутбук
- Сюжетные картинки к статьям Конвенции ООН о правах ребѐнка
- Государственная символика
- Картинки-символы или предметы: сердце; букварь; домик; большая и
маленькая игрушка (мама и детеныш); свидетельство о рождении.
- Карта России, карта Свердловской области, карта Красноуфимского района
- Иллюстративный материал «Национальная одежда народов России»
7. Список литературы
Голицина Н.С. «Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах
ребѐнка».
Зеленова Н.Г. «Я – ребѐнок, и я … и я имею право!...»
Зенина Т. Н. «Родительское собрание в детском саду»
Козлова А. В. «Работа ДОУ с семьѐй» М, 2005 г.
Лаврова С. «Первоклассные истории о правах»
Методическое пособие по организации правового воспитания детей
дошкольного возраста в МДОУ, В-П, 2009 г.
«Правовое воспитание старшая и подготовительная группы. Разработки
занятий» Корифей
Харитончик Т. А. «Правовое воспитание. Организация работы с педагогами,
детьми и родителями» Волгоград, 2009 г.
Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребѐнка» М, 2008 г.
10
Приложение 1
Работа с детьми
Тема
Цель
Что такое право
Познакомить
детей
с
понятиями
«права»
и
«обязанности»
Право на имя
Право
воспитываться и
жить в семье
Статья
Конвенци
и
ст. 2
Рассказать
о ст. 7, 8, 33
происхождении
имени,
отчества, о том,
как на Руси
давали имена и
что
они
означали.
Подвести
к
выводу:
каждый
человек имеет
право на имя.
Познакомить
ст. 5, 7, 9,
детей с правом 10, 18.
на любовь и
заботу
родителей.
Формировать
представление
о семье, как о
людях, которые
живут вместе,
любят
и
заботятся друг
о друге.
Дать
представление
о
таких
понятиях
как
«род»,
«родословная»,
«родители»,
«генеалогическ
ое древо»
Право на жизнь
Раскрыть
понятие
«жизнь».
Объяснить, что
ст. 6
Методический материал
Вид
Прочие виды
деятельно
деятельности
сти
Т.А. Шорыгина «Беседы о Занятие
Анкетирование
правах ребѐнка»,
«О правах родителей;
Т.А.
Харитончик играя»
Материал
для
«Правовое воспитание»
родителей:
с.170, 89
«Защитим
права
С.
Лаврова
своего ребенка».
«Первоклассные истории
о правах»
Т.А. Шорыгина «Беседы о Занятие
Рисование
правах ребѐнка» с. 4,
«Ты и твое «Мой портрет»;
Т.А.
Харитончик имя»
Заучивание стихов
«Правовое воспитание» с.
об именах;
174
Рассказ о выборе
имени
своего
ребенка
Т.А. Шорыгина «Беседы о
правах ребѐнка» с. 34,
Т.А.
Харитончик
«Правовое воспитание» с.
178
Занятие
«Я и моя
семья»;
Конспект
«Семейны
й альбом»
Составление
семейного
фотоальбома,
рисунки на
«Моя семья»
Т.А.
«Правовое
с.176
Занятие
«Моя
родословн
ая»
Логика: от малого до
старшего.
Составление
родословной, своего
генеалогического
древа
Харитончик
воспитание»
Т.А. Харитончик
«Правовое воспитание»
с.176
11
Беседа о
русской
народной
сказке
тему
во всех странах
жизнь человека
охраняется
законом
Право на здоровье
Право на обучение
Ваши права, дети
(игра-занятие)
Раскрыть
понятие
«здоровье»;
почему
человеку важно
заботиться
о
своѐм здоровье
и
здоровье
окружающих;
почему важно
заниматься
физкультурой и
закаливанием.
Ввести понятие
«непосильный
труд»,
«тяжелый
физический
труд».
Формировать
представление
о
том,
что
тяжелый труд
может нанести
вред здоровью.
Ввести понятие
«образование».
Познакомить с
правом
на
образование и
обучение.
Рассказать
о
преимуществах
образования.
ст. 23, 24, «Сказка о молодильных
25, 33, 39
яблочках»
Т.А. Шорыгина «Беседы о
правах ребѐнка» с.53
Уточнить
знания детей о
гражданских
правах
и
обязанностях.
Развивать
правовое
мировоззрение
и нравственные
представления,
рассуждать,
сопоставлять,
делать выводы,
воспитывать
чувство
Т.А.
«Правовое
с.187
ст. 9, 26,
28 (а)
«Красная
шапочка».
Игра
«Придума
й другой
конец
сказки»
Чтение
сказки
Игра
«Лабиринт
справедли
вости» по
С.
Лаврова русским
«Первоклассные истории народным
о правах»
сказкам
Рассказы
«Про
уколы,
карты
и
опоссумов»,
«Об
очень серьѐзном»
Т.А.
Харитончик
«Правовое воспитание»
с.190
С.
Лаврова
«Первоклассные истории
о правах»
Беседа
«Как
важно
быть
грамотны
м»
Праздник
«Выпускн
ой бал»
Праздник
«Выпускной бал»
Т.А. Харитончик
«Правовое воспитание» с.
95, 191
«Ваши
права,
дети»
(итоговое
занятие)
Статья «Хорошо, что
есть права»
12
Харитончик
воспитание»
Оформление папки
«О
пользе
закаливания»
Рассказ
«Про
призраков, драконов
и «Букварь»»
Дискуссия с
родителями
«Защитим наших
детей от …»
Право на отдых
Право на
сохранение
индивидуальности
уважения
к
другим людям
Ознакомить с ст. 31, 17, С.
Лаврова
правом
на 91
«Первоклассные истории
отдых
и
о правах»
развлечения
Беседа о праве
на
индивидуально
сть, на своѐ
мнение,
одинаковое у
всех право на
человеческое
достоинство.
ст. 6, 7.
Т.А. Харитончик
«Правовое воспитание»
Право на
получение
информации,
право на личную
жизнь
Познакомить с ст. 13
правом
на
получение
информации.
С.
Лаврова
«Первоклассные истории
о правах»
Право ребѐнка на
дом, Родину
Раскрыть
ст. 16
понятие «дом»
(функции, типы
жилья).
Познакомить с
правом
на
Родину,
неприкосновен
ностью жилища
Конспект
Дети не должны
использоваться в
качестве дешевой
рабочей силы
Ст. 32
Конспект
13
Опыт
«Отдыхаем
всей семьѐй»
Занятие
«Мы все
разные,
мы все
равны»,
Д/и «Что
такое
хорошо и
что такое
плохо»
Малая
родина
«Красноуф
имский
район
(население
,
производс
тво,
животный
мир)»
Занятие
«Я живу в
Свердловс
кой
области»
Фронтальн
ое занятие
«Непосиль
ное
задание»
Рассказ «Про охоту,
мусорное ведро и
охоту на носорога»
Чтение сказки
«Морозко».
Рисование «Мои
друзья»
Рассказ
«Про
картошку,
ответственность
и
каляку с рогами».
Рисование «Обложка
моей
любимой
книжки»
Фотоальбом
«Красноуфимск»;
Фотографии
деревни, уральской
природы;
Выставка рисунков
«Дом, в котором мы
живем»
Чтение
Художественной
литературы:
р.н.с.
«КрошечкаХаврошечка»,
С.
Маршак
«Двенадцать
месяцев»,
видеофильм
«Приключения
Буратино»
Право на
свободное
выражение своих
взглядов
Право инвалидов
на особую заботу и
обучение
Обязанность
государства
состоит в том,
чтобы прилагать
все усилия для
предотвращения
похищения детей,
торговли детьми
Права и
обязанности
ребенка
Совершенствов Ст.12
ать
навыки
речевого
общения,
умение
выражать свое
мнение,
прислушиватьс
я к мнению
товарищей
Учить
детей Ст. 23
сопереживать,
замечать боль
других,
совершать по
собственной
воле
добрые
поступки
по
отношению к
детяминвалидам
Дать детям
Ст.35
элементарные
знания о
поведении на
улице; научить
правильно
вести себя при
общении с
незнакомыми
людьми на
улице;
развивать
осторожность,
осмотрительнос
ть при с
незнакомыми и
малознакомыми
людьми
Ввести
в
активный
словарь детей
понятие
«непосильный
труд»,
«тяжелый
физический
труд»;
формировать
представления
о
том,
что
тяжелый,
непосильный
труд
может
нанести
вред
здоровью
Конспект
Занятие
«Радиоэфи
р» («Кем
ты хочешь
стать,
когда
вырастешь
и
почему?»)
Занятие
«Цветиксемицвети
к»
Аппликация
«Подарок
другу»,
подвижная
игра
«Найди
пару»,
«Садовник», чтение
художественной
литературы
В.
Маяковский
«Что
такое хорошо, что
такое плохо»
Конспект
Занятие
«Предотвр
ащение
опасных
ситуаций с
детьми на
улице»
Рисование «Добрый
и злой человек»
(моделирование),
драматизация сказки
С. Маршака «Сказка
о глупом мышонке»
Т.А. Шорыгина «Беседы о
правах ребѐнка» с.95
Т.А.
Харитончик
«Правовое воспитание» с.
41, 194, 196.
«В гостях Игра «Волшебный
у
сундучок»
Конвенци
и»
викторина
Конспект
14
Оригами
«Журавлик», чтение
В. Катаев «Цветиксемицветик»
Приложение № 2
Работа с родителями
Тема
Цель
Методическое
обеспечение
систему Харитончик
Т.А.,
Общее
родительское Сформировать
собрание «Защита прав и знаний по защите прав «Правовое воспитание»,
достоинств маленького детства
Волгоград, 2009 год, с.118
ребенка
Дискуссия «Можно ли Дать
родителям Зверева О.Л., Кротова
обойтись без наказания»
возможность задуматься Т.В.,
«Родительские
над
проблемами собрания в ДОУ», М.,
воспитания
детей, Айрис Пресс, 2006г., с.36;
посмотреть по-новому на Зенина
Т.Н.
использование наказаний, «Родительские собрания в
переосмыслить их
детском саду», М., Центр
педагогического
образования, 2008г., с.10
«Моя
родословная», Привлечение
детей
и Разработка
сценария
к истории мероприятия
защита
семейных родителей
своей семьи, к ее корням,
мини-проектов
традициям
Т.Х.
Харитончик
Консультации
для
«Правовое
воспитание.
родителей.
- Что должны знать Повышение
уровня Организация работы с
родители о правах своего правовой образованности педагогами, детьми и
ребенка
родительского сообщества родителями», Волгоград
«Учитель», 2008г.
- Переживание детьми Привлечение
внимания
дошкольного
возраста родителей к проблемам
физического наказания
физического
наказания
детей
дошкольного
возраста.
- Что почитать ребенку о
правах?
Пополнение
знаний
правовой культуры детей
через
художественную
литературу
Формы
и
стиль Информирование
общения
(родитель- родителей, находящихся в
ребенок) в семье
разводе, о праве ребенка
поддерживать контакт с
обоими родителями
Родительские Информирование
обязанности
родителей о том, что оба
родителя несут общую и
одинаковую
ответственность
перед
государством
за
воспитание ребенка.
15
Срок
сентябрь
ноябрь
15 мая
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Март
Приложение № 3
Словарь терминов
Дети - особая социально - демографическая группа населения с возрастными
границами от рождения до 18 лет, имеющая свои специфические потребности,
интересы и права; объект особой социальной заботы со стороны государства.
Профилактика - система мер по устранению негативных явлений, а также
причин, им способствующих.
Социальная защита детства - осуществляемые обществом и его
официальными
структурами
организационные,
правовые,
финансово
экономические, медицинские, социально - психолого - педагогические мероприятия
по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и
гармоничного развития ребенка. Педагогические аспекты социальной защиты
заключаются в обеспечении социальной защищенности мира детства,
удовлетворении потребностей и интересов каждого ребенка, содействии его
социализации и оптимальной жизнедеятельности средствами образования.
Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети, родители которых
неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или
лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими
заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание
и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно
дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители
которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы
или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в
совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке
нуждающимися в государственной защите.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет,
которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их
отсутствием, объявлением их умершими, лишением или ограничением в
родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными
(ограниченно дееспособными); дети родителей, находящихся в лечебных
учреждениях, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде
лишения свободы, находящихся в местах содержания под стражей, подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений; уклоняющихся от воспитания детей или
защиты их прав и интересов, отказывающихся взять своих детей из воспитательных,
лечебных и др. учреждений.
Педагогически запущенный ребенок - психически нормальный и физически
здоровый ребенок, имеющий отклонения поведенческого характера.
Первичная профилактика безнадзорности - мероприятия по общей
профилактике и индивидуальная социально-психолого-педагогическая работа с
детьми, семьями группы риска и семьями, находящимися в трудной жизненной
ситуации. Осуществляется в следующих формах: психолого-медико-социальный
патронаж семей и их детей в возрасте до трех лет; выявление и учет семей и детей
старше трех лет, имеющих нарушения развития и поведения; коррекция начальной
школьной дезадаптации и семейной девиации ребенка; оказание информационно16
консультационной и педагогической помощи семьям с детьми старше трех лет;
помощь социального работника в трудоустройстве родителей; оказание семьям
материальной поддержки, выделение срочной и гуманитарной помощи.
План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором
устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов
ребенка, форма защиты прав ребенка, место его устройства, организация правовой,
медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и т.д. и сроки
выполнения этих мер.
Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей - предоставление детям на время пребывания в
государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя,
приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, жилья и
медицинского обслуживания, или возмещение их полной стоимости. Обучающиеся в
учреждениях среднего профессионального и высшего образования лица из числа
детей-сирот имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные
социальные гарантии до 23 лет или до окончания учебы в очных образовательных
учреждениях.
Родительские права и обязанности - определяются на основе записи о
ребенке в органах ЗАГСа. Родители имеют право на воспитание ребенка до его
совершеннолетия, и в то же время несут обязанности по его содержанию,
воспитанию, обучению, развитию, защите его прав и интересов. Мать и отец имеют
равные обязанности в отношении детей независимо от того, находятся они в браке
или брак расторгнут. Если родители живут раздельно и не пришли к соглашению, с
кем будет находиться ребенок, этот вопрос решает суд исходя из его интересов.
Родитель, проживающий отдельно, обязан принимать участие в воспитании ребенка и
вправе общаться с ним. Споры по вопросам воспитания разрешаются органами опеки
и попечительства с участием родителей.
Семьи, находящиеся в социально опасном положении - семьи, где родители
или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей
по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их
поведение либо жестоко обращаются с ними.
Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации - семьи неполные,
многодетные, семьи с детьми-инвалидами, а также семьи, жизнедеятельность
которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, а также социально
незащищенные семьи, где родители выполняют обязанности по воспитанию детей, но
не могут их содержать, так как имеют низкие доходы, временно не работают или не
могут работать по состоянию здоровья.
социальных связей и отношений.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка,
находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и
нормам поведения.
Социальная реабилитация - восстановление утраченных ребенком
социальных связей и функций.
Социально запущенный ребенок - ребенок, находящийся в докриминальной
стадии социальной дезадаптации, имеющий задержки в психическом и физическом
17
развитии, несформированность мотивации к познанию, труду, определению
жизненных перспектив, поведение которого характеризуется аффективной
несдержанностью, драчливостью, мелким воровством, употреблением спиртного,
хулиганством, бродяжничеством и др.
Социальное сиротство - часто используемый, но не закрепленный
законодательно термин; социальный феномен, означающий большое число
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей при наличии таковых. К
социальным сиротам относятся дети-отказники; подкидыши; дети родителей,
лишенных родительских прав или признанных судом недееспособными (при наличии
психических заболеваний); дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы
или их местонахождение неизвестно.
Социальные службы по обслуживанию детей - организации, независимо от
их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждане,
осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной
поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе
социально-бытовые, медико-социальные, психолого-педагогические, правовые
услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости
по достижении трудоспособного возраста.
Педагогическая поддержка - это создание педагогических условий,
направленных на гармоничное развитие личности детей, оказавшихся в особом
положении и испытывающих в связи с этим определенные затруднения.
18
Приложение № 4
Анкета для родителей по правовому воспитанию
Уважаемый родитель!
Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка
нам необходимо знать Ваше мнение по ряду вопросов. Свое мнение Вы можете
высказать в анкете. Заполните её, пожалуйста. Спасибо за помощь.
1. Какие международные документы о правах ребѐнка Вам известны?
____________________________________________________________________
2. Считаете ли Вы необходимым защищать права и достоинства ребѐнка в нашей стране?
(нужное подчеркнуть)
Да Нет
3. Если «Да», то какие права ребѐнка чаще нарушаются?
____________________________________________________________________
4. Что Вы понимаете под правовым воспитанием детей?
____________________________________________________________________
5. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей? (нужное
подчеркнуть) Да Нет
6. С какого возраста целесообразно приобщать ребѐнка к правовой культуре общества, в
частности к осознанию прав человека, в том числе собственных (нужное подчеркнуть)
со среднего дошкольного
7. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах
человека? _______________________________________
8. Хотели бы Вы повысить уровень своих знаний о правах ребѐнка и правовом воспитании
детей дошкольного возраста? (нужное подчеркнуть)
Да Нет
19
Приложение № 5
АНКЕТА
КАКИЕ ВЫ РОДИТЕЛИ?
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
3. Интересуются ли дети вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей своих детей?
5. Бывают ли друзья вашего ребенка у вас дома?
6. Участвуют ли ваши дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Есть ли у вас общие занятия и увлечения?
8. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
9. Предпочитают ли дети, чтобы во время детских праздников вы были
вместе с ними?
10. Бываете ли вы вместе с детьми в театрах, на выставках, концертах?
11. Обсуждаете ли вы с детьми телепередачи?
12. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
13. Участвуете ли вы в экскурсиях, походах, прогулках?
14. Предпочитаете ли вы проводить вместе с детьми свободное время?
Ключ к тесту
Поставьте себе по два балла за каждый положительный ответ, по одному баллу — за
ответ «иногда». Отрицательный ответ не принесет вам ни одного балла.
Подсчитайте очки.
Если вы набрали более 20 очков, то у вас все благополучно в общении с детьми.
Если в результате получилось от 10 до 20 очков, то отношения с детьми
удовлетворительные, но недостаточные, односторонние. Подумайте, что можно и
нужно изменить.
При результате ниже 10 очков можно констатировать, что контакт с детьми у
вас не налажен.
20
21