Вредные привычки

16.09.2016

Вредные привычки у детей

Когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Вредная привычка - отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении, нередко привычка превращается в черту характера.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка наволочки пододеяльника, и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в кроватке. Он рано отлучался от материнской груди, ему отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли слишком мало внимания, ласки. И все это - причины появления вредных привычек.

Ребенок, забытый в кроватке, ощущая недостаток ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок. Постепенно такие действия закрепляется.

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга.

Грудь матери сосут до одного года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания малыша. Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец левой руки, а правой вертит волосы, прикрывает глаза. Если правую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать левую. Нарушена целостность ритуала, а часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.

Если вредная привычка имеет место быть, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, так как прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей.

У ребенка с вредной привычкой не надо требовать честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от вредной привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать данное честное слово. Ребенка не наказывают за имеющуюся вредную привычку. Он не виноват в том, что она есть. Наказание только усугубит ситуацию. Ребенок начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку искореняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания и ласки к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся и ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с другими детьми. Если он один, то обязательно должен быть занят какой либо игрой. У него не должно оставаться свободного времени на вредную привычку.Хочу такой сайт

Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, пессимизмом и тревожностью.

Составитель: педагог-психолог Н.И. Снежко

Источник: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_02r.shtml

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 02.11.2019

Дата публикации: 16.09.2016

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».