Учимся играя
22.02.2018
Учимся играя
Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием
мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей
структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка,
мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную
речь.
Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок
переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят
звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с
окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно
использует личные местоимения, все больше задает вопросов, обожает
рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое,
красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать
недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками.
Регулярно увеличивая словарный запас, ребенок параллельно
усложняет предложения. «С помощью слов малыш обозначает лишь то, что доступно
его пониманию. В связи с этим в его словаре рано появляются слова конкретного
значения, позднее слова обобщающего характера. Также пополнение словарного
запаса зависит от расширения представлений ребенка об окружающем мире». К
пяти-шести годам он обычно говорит уже совершенно правильно. Активный словарь у
детей увеличивается до 2500-3000 слов.
Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился
богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной
речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и
выразительными словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а
применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и
читать им книги.
Учимся играючи
Ничто другое, кроме
игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого
несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего крохи.
Игра № 1:
«Ручка-ножка», или одним словом. Мы уже привыкли к тому, что одно и то же слово
может означать совершенно разные предметы и явления. И теперь пришло время
познакомить с этим детей. Предложите своему ребенку перечислить те предметы, у
которых есть ручка: кружка, дверь и так далее. А потом задайте вопрос: «А что
можно сделать с помощью ручки?». И ответ будет не столь однозначным: «И
держаться за неё, и открывать, и писать!». Находите в обычной жизни слова с
«двойным смыслом», когда гуляете, идёте в поликлинику, ждёте общественный
транспорт.
Игра № 2: «Такой
же, как…». Эта игра крайне проста и увлекательна, но при этом помогает ребёнку
расширить словарный запас. Предложите ребенку находить сравнения окружающих его
предметов. Например, этот мяч красный, как помидор. Или вон тот стол круглый,
как длин. Это упражнение также помогает развивать память и воображение.
Игра № 3: «Словесное
домино». Играют несколько человек. Каждый по очереди произносит любые фразы, но
с определенным условием: каждый следующий играющий начинает свою фразу с
последнего слова предложения предыдущего игрока. Играют на время - не успевший
придумать фразу за определенный промежуток времени, выбывает из игры.
Игра № 4:
«Рассказы». Игра позволит малышу ближе познакомиться с разными частями речи и
словесными конструкциями. Выглядит это так: вы предлагаете ребёнку рассказать
всё, что он знает (что-нибудь придумать от себя тоже не запрещается) о заданном
объекте. Например, вот стол, он квадратный, у него четыре ноги, на столе лежит
скатерть, он деревянный и так далее.
Игра № 5:
«Поправь меня!». Малышей приводит в восторг, когда им удаётся в чем-то
превзойти взрослого. Используйте эту особенность и предложите ребёнку поиграть
в исправления. Ваша роль – рассеянный с улицы Бассейной. Вы говорите: «Вот
нарисован слон, он зелёный и у него 3 ноги». Ребёнок, в свою очередь, должен
найти допущенные вами ошибки и построить фразы правильно.
Игра № 6: «От
частного к общему». Как и во многих описанных здесь играх, участвовать могут
как двое, так и гораздо больше людей. Эта игра помогает ребёнку разбираться в
частном и общем. Вы называете объект (например - кот, дом, машина), а малыш
должен перечислить из чего он состоит. Разберём на примере машины: дверь,
крыша, сидения, руль и другие «составляющие».
Игра № 7:
«Угадай, кто это». Вы со своим чадом уже неоднократно описывали его игрушки? Он
знает, из чего они состоят, какого цвета и размера? Тогда самое время
угадывать, какого мишку или зайца вы загадали! Описываете малышу игрушку, не
называя её напрямую. А он должен угадать.
Игра № 8: «Скажи
наоборот». Каждый ребёнок пройдёт через этап отрицания. Вы ему: «Холодно», он
вам в ответ: «Тепло!». Почему бы не использовать это в качестве игры? Пусть
малыш называет антонимы к словам, которые вы ему перечисляете.
Игра № 9:
«Закончи вместо меня». Начинаете фразу вы, а ребёнок должен закончить её на
своё усмотрение. Полёт фантазии не нужно ограничивать, но следите за тем, чтобы
в истории юного рассказчика была, пусть и своя, но логика, и части речи
подходили друг к другу.
Игра № 10: «Придуманная
история». Мама или папа начинают рассказывать историю, а когда взрослый делает
паузу, ребёнок вставляет нужное по смыслу слово.
Игра № 11: «Поводырь».
Гуляя на улице, закройте глаза, и пусть малыш опишет, что вас окружает.
Игра № 12: «Что
может быть?». Кто-нибудь из взрослых называет прилагательное, а ребенок к нему
- существительные. Например, «чёрное». Что может быть черным? Малыш перечисляет:
земля, портфель, краски… Затем игра
наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные.
Пусть ребенок
фантазирует от души.
Источник:
Составитель: Снежко
Н.И.,
педагог-психолог
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2019
Дата обновления: 02.11.2019
Дата публикации: 22.02.2018