Познавательное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

20.10.2021

Познавательное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи

 

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с особенными образовательными потребностями. Помимо углубленной логопедической работы с этими детьми, требуется развитие познавательной сферы каждого ребенка. Низкая познавательная активность становится большой проблемой в последние годы. Проблема активации познавательной деятельности и формирования познавательного интереса выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача.

Предметом познавательной активности является самое значительное свойство человека- познавать окружающий мир с целью проникновения в его

многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно - следственные связи, закономерности, противоречия.

Проведение вводного мониторинга в начале учебного года позволяет воспитателям и специалистам определить задачи, над которыми предстоит работать в течение всего учебного года. Очень важно, чтобы формирование и развитие тех или иных процессов у ребенка происходило систематически. Поэтому наша работа строится по следующим направлениям: речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественное и познавательное развитие. Реализация поставленных перед педагогами в начале года задач происходит не только в непосредственно образовательной деятельности или индивидуальных занятиях, но и в игровой и самостоятельной деятельности детей.

Вместе с педагогом ребенок продолжает знакомство с окружающим его миром. В наши задачи входит посильное введение ребенка в эти знания. Мы знакомимся с миром профессий, транспорта, фруктов и овощей, здорового образа жизни, безопасности человека, животными не только разных стран (юга и севера), но и с домашними, и дикими, и даже узнаем о космосе и вселенной. Познавая мир, ребенок задает много вопросов педагогу, повышается речевая активность ребенка: обогащается словарный запас, формируются грамматические категории, развивается связная, диалогическая речь.

И, конечно же, самым главным помощником в формировании познавательного интереса у дошкольников является дидактическая игра. Она позволяет закрепить знания, формировать логическое мышление, развивать внимание, память и мышление, а также действовать по плану или правилам, развивать мелкую моторику.

Основу дидактической игры составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний. Дидактическая игра - игра познавательная, направленная на расширения, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем. Та же дидактическая игра способствует воспитанию познавательных интересов, развитию познавательных способностей.Хочу такой сайт

Одними из полюбившихся детям игр стали лото на различные темы («Животные. Мамы и малыши», «Фрукты», «Ягоды», «Овощи», «Кто где живет», «Времена года», «Транспорт» и др.). Например, при знакомстве с темой «Домашние животные» дети часто затрудняются в названии детенышей некоторых животных, а порой и даже в названии самих животных (собака – пес- щенок, баран – овца – ягненок, конь- лошадь – жеребенок и тд.) Подобные лото позволяют наглядно-образно закрепить понятия у ребенка на бытовые и знакомые темы.

Хорошие помощники в развитии мелкой моторики, ориентации в пространстве и развитии познавательных процессов различные виды конструкторов. Например, «Магнитный конструктор» имеет в наличии книгу-инструкцию с изображением схем практически на любую изучаемую тему. А так же позволяет детям проявить свою фантазию и воображение. А конструктор по типу лего помогает закрепить познания в питании многих животных: соединяя детали определенного животного и его любимого лакомства, дети не только вспоминают, чем питаются те или иные герои, но и развивают мелкую моторику, обогащают словарный запас, проговаривают новые слова, тренируются составлять предложения.

Как показывает практика, познавательно развитие ребенка проходит в режиме нон-стоп, то есть постоянно: и дома, и в детском саду, и на улице. Многое можно тренировать и закреплять по пути в детский сад, или по дороге домой. Что-то можно изучать, помогая родителям по дому, в саду или огороде. Потому очень важно, чтобы работа над развитием ребенка проходила не только в детском саду, но и дома.

 

Попкова А.Ю., воспитатель группы детей с ТНР №1

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.10.2021

Дата обновления: 29.10.2021

Дата публикации: 20.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».