Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
23.09.2022
Развитие мелкой
моторики рук
у детей
дошкольного возраста
Мелкая
моторика у детей — основа развития важнейших психических процессов, и
уделять ей внимание важно с самого раннего возраста.
Под термином мелкая
моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и
кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий,
но и для стимуляции развития детского мозга.
Систематические
упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук помогают выработать навыки
самоконтроля движений рук не только под контролем зрения, но и при участии
осязания, тактильно-двигательных ощущений (на ощупь).
Повторение
одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков,
является основой подготовки руки к обучению письму.
Желательно развивать
равным образом движения пальцев обеих рук, как в играх, так и в быту. Стараться
ориентироваться на упражнения, которые способствуют развитию всех пальцев рук.
«Застёжка»
Учите
детей самостоятельно одеваться и раздеваться, упражняйте детей в застегивании и
расстегивании пуговиц на одежде, пряжках на сандалиях, ремнях.
Так же
можно сделать «застежки» из подручных материалов:
«Длинная
дорожка»
Нарезать
небольшие полоски плотной ткани, на одном конце сделать петельку, а на другом
пришить пуговицу – пристегивать полоски друг к другу.
«Полянка»
Взять
кусок ткани, пришить к нему в разных местах пуговицы разных размеров, вырезать
из клеенки или ткани фигурки (цветы, животные, геометрические фигуры и др.) и
сделать (вырезать) петельки (по размеру пуговиц) – пристегивать фигурки к
«полянке», подбирая петельки по размеру пуговиц.
«Шнуровка»
В быту –
это шнурование ботинка и других предметов, где возможно плетение.
Продается
множество готовых шнуровок.
Шнуровки
можно сделать и самим из кусков старых ремней или вырезать из мягкой пластмассы
(из бутылок от шампуня) или кусочков линолеума, проделав в них дырочки.
Лучше
начинать с самых простых – несколько дырочек и один шнурок. Сначала поочередно
вдевать шнурок в дырочки по порядку в один ряд – получаются прерывистые
полоски, аналогично шнуровать по краю заготовки. Затем использовать два
ряда дырочек и выполнять по показу разнообразные плетения – вертикальные и
горизонтальные полоски, наискосок, перекрещивание.
«Завязки»
Это
завязывание и развязывание ленточек, завязок у шапки, шнурков, платочков,
узелков, бантиков куклам и т. д. Проводить упражнения лучше в игровой форме:
завяжи папе шарфик; маме платочек, бантик; надень мишке шапочку; помоги зайчику
завязать шнурки. Задания могут быть разнообразными. Можно использовать реальные
предметы и игрушки.
«Штриховки»
Проводить
на контурном изображении линии в заданных направлениях простым карандашом.
Сначала по контурным линиям, по показу, затем по одной линии с заданным
направлением. Линии проводить близко друг к другу, не выходя за контур.
Обводить
карандашами тонкий нарисованный контур (или пунктир) точно по линии -
квадратики, кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.
Обводить
карандашами плотные плоские фигурки, придерживая их левой рукой.
Дорисовать
недостающие детали у предмета: машине – колеса; домику – трубу, окно; дереву –
ветки, листочки; кораблику – парус и т. д.
«Раскраски»
Раскрашивание
готовых контурных изображений цветными карандашами, мелками, красками. Карандаш
требует больших усилий работы пальцев, чем краски и фломастеры. Линии карандаша
должны ложиться в одном направлении: слева направо или сверху вниз.
Использовать вначале крупные изображения из 1-3 частей, и только после того,
как ребенок научится раскрашивать крупные детали (без просветов, желательно в
одном направлении, с сильным
нажимом, не выходя за контур), можно приступать к более сложным раскраскам.
«Мозаики»
Выкладывание
узоров или рисунков по образцу или показу из кнопочек мозаики, кусочков
цветного картона и т.д.
«Конструктор»
Различные
виды конструкторов - дети выполняют предлагаемые задания сначала с родителями,
а потом самостоятельно по образцу: сложить из кубиков постройку по образцу и по
памяти; сложить из палочек елочку, домик, треугольник, квадрат и т. д.
«Пальчиковая
гимнастика»
В
выполнении упражнений участвуют в равной степени левая и правая рука –
поочередно или вместе. Упражнения выполняются по показу.
Вот
некоторые из них: зайчик, пальчики здороваются, пальчики бегают, стул, стол,
замок, цепочка, кнопочки и другие.
Детям
очень нравятся потешки: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик в лес
ходил» и т. д.
Есть
специальные книги с упражнениями для пальчиков.
«Массаж пальчиков»
Хорошо
делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день. Используются четыре основных
приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание.
Затрачивая
всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно
оказать существенную помощь ребенку.
Источники:
1. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.09.2022
Дата обновления: 27.09.2022
Дата публикации: 23.09.2022