Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
31.10.2022
Психологическая готовность ребёнка к школьному
обучению
Уважаемые мамы и папы
подготовительных групп! Через год ваш ребёнок будет носить
гордое звание первоклассника. В связи с этим, у родителей возникает масса
вопросов. Один из них: «А готов ли мой ребёнок к школе?».
Психологический аспект
готовности включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная,
эмоционально-волевая.
Интеллектуальная
готовность к школе:
• к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь
о них пойдет ниже);
• он доложен
ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до
магазина и так далее;
• ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен
быть любознателен;
• должны
соответствовать возрасту развитие его памяти, речи, мышления.
Личностная и социальная
готовность подразумевает следующее:
• ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со
сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре
с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации;
ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
• толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать
на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
• нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что –
плохо;
• ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно
выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно
оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
Эмоционально-волевая
готовность ребенка к школе предполагает:
• понимание
ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
• наличие интереса к учению и получению новых знаний;
• способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе,
но этого требует учебная программа;
• усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно
слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и
дела.
Познавательная готовность ребёнка
включает в себя:
1)Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение
двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью
воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так
далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.
Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если
ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое –
постучать ногами, если птица – помахать руками.
2)Математика.
• Цифры от 0 до 20.
• Прямой счет от 1 до 20 и обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: « », «-«, «=». Решение простых арифметических
задач.
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху,
внизу, над, под, за и т. п.
3)Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказывание текста из 4-5 предложений.
4) Мышление. Логическое мышление
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий,
а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать,
сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым простой предмет: лодочку,
кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их
нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор,
идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять
связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы,
цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц,
месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место
их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Уважаемые
родители, вы должны знать и еще одну очень важную психологическую особенность
детей дошкольного возраста: их основным видом деятельности является игра, через
которую они развиваются и получают новые знания. То есть все задания должны
преподноситься малышу в игровой форме, а домашние занятия не должны
превращаться в учебный процесс. Но занимаясь с ребенком дома, даже не
обязательно отводить для этого какое-то конкретное время, развивать своего
малыша можно постоянно. Например, когда вы гуляете во дворе, обратите внимание
ребенка на погоду, поговорите о времени года, подметьте, что выпал первый снег
или у деревьев начали опадать листья. На прогулке можно посчитать количество
лавочек во дворе, подъездов в доме, птиц на дереве и так далее. На отдыхе в
лесу познакомьте ребенка с названиями деревьев, цветов, птиц. То есть
старайтесь, чтобы ребенок обращал внимание на то, что его окружает, что
происходит вокруг него.
Желаю Вам удачи в развитие
своего будущего первоклассника!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.11.2022
Дата обновления: 03.11.2022
Дата публикации: 31.10.2022