Помогаем ребенку стать самостоятельным

25.05.2018

Помогаем ребенку стать самостоятельным

 

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать осмысленные решения. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли самостоятельными, то нам надо учить их не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться, есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать решения и нести ответственность за последствия своих действий.

В трехлетнем возрасте малыш может без посторонней помощи справиться с множеством задач: развязать шнурки, надеть и снять носочки, ботиночки, рукавички, воспользоваться ложкой и вилкой. Малыш, который делает все сам, чувствует себя увереннее в обществе, он независим, а главное – уважает сам себя.

Выделяют пять советов, как сформировать самостоятельность у ребенка:

1. Терпение, выдержка и еще раз терпение!

Для формирования этого качества от вас потребуется немало времени и желание. В наше непростое время, время суеты и скорости, мы часто не отдаем себе отчет в том, что сами быстро кормим, одеваем ребенка. Не понимаем, что этими действиями мы лишаем ребенка самостоятельности. Да, так проще, сделать самим, зачем ждать долгое время пока малыш не умелыми еще ручками сам все сделает. Взрослым проще, быстро покормить и одеть ребенка, а потом отвести его в детский сад, чем битый час ждать, пока малыш оденется сам. Но мы не задумываемся над тем, что стоит только проморгать ключевой момент в развитии малыша, и мы лишим его инициативы, и потом вам будет очень нелегко преодолеть его пассивность.

2. Не возлагайте на малыша слишком многого задач.  

Не надейтесь на то, что малыш сразу же научится быстро и умело одеваться и будет умело пользоваться  ложкой и вилкой. Ему нужно время, действовать методом проб и, безусловно, ошибок. Он еще частенько будет надевать штанишки задом наперед или неправильно застегнет пуговицы. Не раздражайтесь, не показывайте своим видом, что вы не довольны. Это может отбить охоту ребенку и стремление учиться новому. Может сформироваться комплекс неудачника.

3. Избалованность - это не любовь к ребенку.  

Чрезмерная заботливость родителей и их желание оградить малыша от каких-либо усилий мешает ребенку стать самостоятельным. Вы должны терпеливо и не по одному разу показать вашему ребенку, как правильно застегиваются пуговицы и зашнуровываются ботинки. Вместе с ребенком убирайте его комнату по вечерам, без назиданий, а с удовольствием. Тогда и ребенок усвоит правило наведения порядка. Малыш, видя ваше спокойное настроение, поймет, что и от работы можно получать удовольствие.  Важен личный пример – недостаточно просто сказать: «Убери игрушки». Нужно взять трехлетнего человечка за руку и сказать: «Сейчас ты расставишь зверюшек по полочкам, а я уберу кубики в коробку». Разговаривайте с ребенком, используя  чувство юмора, во время уборки не должно быть скучно! И нужно быть последовательными. Если вы сказали ребенку: «Сначала убери комнату, и тогда потом я расскажу тебе сказку», то нужно сдержать слово.

4. Малыш должен иметь возможность принимать самостоятельные решения.  

Ребенок в возрасте трех лет сам может решить, что он хочет съесть на ужин, какую рубашку сегодня надеть. Не надо подавлять его желания, давить на него в таких ситуациях – дайте ему понять, что вы считаетесь с его точкой зрения, и он почувствует себя  взрослым человеком, к мнению которого прислушиваются.

5. У взрослых должны быть единые взгляды и требования.

Часто бывает, когда папа пытается научить ребенка быть самостоятельным, а бабушка или мама находит всячески причины несогласия, тем самым балует малыша. Такими действиями взрослые полностью блокируют волю маленького человека, а у малыша все это в итоге вызовет раздражение и злость. Нужно выбрать единую позицию.Хочу такой сайт

А что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?

Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».

У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему надо это сделать), в какой одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим и временами, он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в будущем. Иначе, если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку, он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.

Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё. (На самом деле, мы «хитрим»: предлагаем ребенку выбор без выбора, а ребенок как будто сам принимает решение).

Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты, шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому, чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.

Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребёнка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.

Недооценивайте и домашние поручения – посильные трудовые задания, которые каждый день выполняет только он, например, поливает цветок (здесь важно, чтобы поручения выполнялись систематически, а не время от времени). Это приучит не только к самостоятельности, но и ответственности.

   

Источник: https://ds6-chebarkul.jimdo.com

http://www.kindereducation.com

Составитель: педагог-психолог Н.И. Снежко

     

Просмотров всего: , сегодня:

статья на сайт.docx (скачать)

Дата создания: 21.11.2018

Дата обновления: 02.11.2019

Дата публикации: 25.05.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».