Адаптация к детскому саду
22.10.2023
Адаптация
к детскому саду
Адаптационный
период
- серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции
надолго нарушают эмоциональное состояние ребенка.
Представьте себе мир маленького
ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные
обстановка и режим дня.
И вдруг в один день всё меняется.
Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё
чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много
незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В
этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это
место называется детский сад….
Попадая в
незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы
он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Адаптация - это приспособление или привыкание
организма к новой обстановке.
В
процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка
могут резко поменяться: чаще всего меняются:
- эмоциональное
состояние (ребенок много плачет, раздражается);
- нарушается аппетит
(ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
- нарушается сон
(ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
-утрачиваются
приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на
горшок, речь может затормозиться);
- в период адаптации
дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что
ребенок сталкивается с новыми вирусами).
Но
эти изменения являются естественной реакцией на новые условия жизни, поэтому к
ним нужно отнестись с пониманием. Не беспокойтесь: когда ребенок привыкнет к
садику, всё «станет на круги своя».
Для
ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством,
с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует больших затрат
психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением
психических и физических сил организма.
А
привыкание к детскому саду у всех происходит по-разному, это во многом определяется
индивидуально-личностными особенностями малыша: типом его нервной системы,
степенью общительности и доброжелательности, уравновешенности, наличием или
отсутствием привычки выполнять требования взрослых, сформированностью навыков
самообслуживания и т.д.
При лёгкой
адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца.
Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой
ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней
(иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются,
двигательная активность не снижается.
При средней
степени адаптации дети привыкают к садику дольше, до 2-3 месяцев.
При тяжелой
адаптации срок привыкания может продлиться до 6 месяцев и даже больше.
Каждый родитель,
видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И
это замечательно. Комплекс мер
состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему
малыша, которая и так работает на полную мощность.
1) В присутствии ребенка
всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае,
если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту
группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом
не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший
сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.
2) В выходные дни не
меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше,
но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что
существенно сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется
"отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и,
возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.
3) Не перегружайте малыша
в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и
лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.
4) Постарайтесь, чтобы дома
малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте
малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи,
улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша
поддержка!
5) Будьте терпимее к
капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка,
помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
6) Согласовав
предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую игрушку. Малыши этого возраста
могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то, которое
является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.
7) Призовите на помощь сказку
или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик,
и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с
детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в
сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком,
поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот
момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за
ним вернется.
8) Больше всего родитель и
ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день
и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна
мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и
еще больше расстраивается.
9) И дома, и в саду
говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную
настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте
с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы
делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая
игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так
хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
10)
Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте
когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и
покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем
ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!
11)
Придумайте свой ритуал прощания (например,
поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу
уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности,
тем сильнее переживает малыш.
Будьте терпеливы, проявляйте
понимание и проницательность. И тогда скоро детский сад превратится для малыша
в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!
Педагог-психолог: Постникова Елена
Викторовна
Ссылки на сайты:
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.10.2023
Дата обновления: 22.10.2023
Дата публикации: 22.10.2023