МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИДАННИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5» ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии с семьями воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Приданниковский детский сад комбинированного вида № 5» 2021г. 1. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Приданниковский детский сад комбинированного вида № 5» и его Филиалов (далее - МБДОУ). 2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Статьей 63 Семейного Кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ); Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.07.2020г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программа дошкольного образования», Уставом МБДОУ, основной общеобразовательной программой – образовательной программой дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Приданниковский детский сад комбинированного вида № 5» (далее ООП ДО). 3. Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников, в том числе с семьями детей с ОВЗ, определяет формы и методы данной деятельности. 2.Цель и задачи взаимодействия с семьями воспитанников 1. Цель: реализация основного принципа дошкольного образования: сотрудничества Организации с семьей. 2. Задачи: Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Создание возможностей для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией образовательных программ дошкольного образования, реализуемых в ГБДОУ. 3.Организация работы с родителями МБДОУ 1. Мероприятия по реализации цели и задач взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников планируются на основе согласования результатов мониторинга ожиданий и запросов родительского сообщества и требований действующего законодательства сфере дошкольного образования. 2. В качестве методов мониторинга ожиданий и запросов родительского сообщества используются: социологический опрос; анкетирование; беседа. 3. По итогам согласования результатов мониторинга ожиданий и запросов родительского сообщества и требований действующего законодательства в сфере дошкольного образования производится планирование работы с родителями. 4. Планирование производится на следующих уровнях: - планирование работы с родителями в рамках разработки основных и адаптированной образовательных программ дошкольного образования, реализуемых в МБДОУ; - планирование работы с родителями в рамках перспективного планирования педагогов и специалистов; - планирование работы с родителями в рамках календарнотематического планирования. 3. Планирование производится с участием родителей (законных представителей). Мнение родителей учитывается при разработке части образовательной Программы МБДОУ, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов. 4. Родители участвуют в обсуждении проектов образовательных Программ МБДОУ, которые вывешиваются на официальном сайте образовательной организации, для их общественной экспертизы всеми заинтересованными сторонами образовательного процесса, посредством интерактивных форм, встроенных в официальный сайт образовательной организации. 5. В процессе принятия образовательных программ МБДОУ проводится общее родительское собрание, в ходе которого родителей знакомят с проектом образовательной программы, ее краткой презентацией, организуется открытая дискуссия по содержанию и формам реализации образовательных программ МБДОУ, по итогам которой в проекты образовательных программ МБДОУ могут быть внесены изменения и дополнения. 6. В целях внутреннего контроля за качеством образования, проводится углубленный мониторинг эффективности реализации образовательных программ МБДОУ в сфере взаимодействия с родителями. 7. В целях повышения компетентности родителей проводится консультативная поддержка родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации); 8. В целях повышения практической компетентности родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей проводятся ряд мероприятий, направленных на повышение родительской активности в рамках совместных детско-родительских проектов. 9. Для чего используются следующие формы работы: - совместные творческие выставки, организация и участие в детскородительских спортивных и творческих соревнованиях, - конкурсах, - днях открытых дверей, - открытые мероприятия, - родительские клубы по интересам, - семейные мастер-классы, - ведение сайта МБДОУ, на котором печатаются материалы педагогов, родителей и детские работы, проектная деятельность. 10. В целях реализации права родителей на участие в управлении МБДОУК организуются: родительский комитет МБДОУ, общее собрание родителей, родительский комитет, который участвует в контролирующих комиссиях. 11. В целях оказания консультативной помощи организуется традиционное консультирование родителей (лиц их замещающих) педагогами и специалистами образовательной организации. Также ведется сайт дистанционного консультативного центра дошкольной образовательной организации для обеспечения поддержки родителям (лицам их заменяющим), посещающим образовательную организацию, и родителям, чьи дети проживают на территории района образовательной организации и получают дошкольное образование в семье. 4. Обязательства МБДОУ в рамках взаимодействия с родителями 1. Информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации в контексте ФГОС ДО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. 2. Знакомить родителей (законных представителей) с реализуемыми образовательными программами МБДОУ, лицензией, Уставом МБДОУ, правилами внутреннего распорядка для воспитанников и другими локальными актами, регламентирующими образовательный процесс и взаимодействие с семьей. 3. Обеспечить открытость дошкольного образования, посредством организации официального сайта образовательной организации и информационных стендов в МБДОУ. 4. Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. • поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; • обеспечивать вовлечение семей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; • создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы. 5. Реализовывать адаптированную образовательную программу дошкольного образования и основную образовательную программу дошкольного образования с комплексом санитарно-гигиенических, лечебнооздоровительных и профилактических мероприятий и процедур только с информированного согласия родителей (законных представителей). 6. Проводить психолого-педагическую диагностику развития ребенка только с согласия его родителей (законных представителей). 7. Информировать родителей (законных представителей) о проводимых в образовательной организации мониторингов, исследований в рамках реализации образовательных программ и инновационной деятельности образовательной организации. 8. Предоставлять родителям (законным представителям) условия для защиты своих интересов. Обеспечивать функционирование Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 9. Выявлять неблагополучные семьи в образовательной организации и оказывать им социальную поддержку в установленном законом порядке. 5. Направления работы по вовлечению родителей в единое пространство МБДОУ Консультативное – оказание консультативной поддержки родителям. • Проектное – организация совместных проектов и других интерактивных форм вовлечения родителей в единое пространство ДОО. • Информационное – обеспечение информационной открытости образовательной организации. • Социальное – социальная поддержка неблагополучных семей. • Управленческое – вовлечение родителей в самоуправление ДОО и • общественный контроль за качеством образовательных услуг, оказываемых ДОО. 6. Принципами взаимодействия с родителями МБДОУ 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. 2. Индивидуальный подход. Работа с родителями (законными представителями) должна учитывать их индивидуальные интересы и потребности. 3. Сотрудничество, а не наставничество. Организация консультативной и методической поддержки семьи должна строится на принципах равноправного партнерства, сотрудничества, а не наставничества. Образовательная организация должна предоставить родителям информационную поддержку в сфере вопросов дошкольного образования, но выбор воспитательного решения, образовательного маршрута остается за родителем. 4. Позитивный имидж. Сотрудникам образовательного учреждения следует поддерживать позитивный имидж образовательной организации в родительской среде. 5. Динамичность. Детский сад должен оперативно реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. 6. Приоритет качества над количеством. Главным критерием работы с родителями должно быть не количество проводимых мероприятий, а качество их подготовки. 7. Критерии оценки эффективности работы МБДОУ с семьей 1. Оценка эффективности взаимодействия МБДОУ с семьями воспитанников осуществляется на основе результатов контроля за эффективностью реализации основных и адаптированной образовательных программ дошкольного образования. 2. Критериями эффективности работы МБДОУ с семьей являются: • Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, заведующему МБДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. • Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. • Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в МБДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. • Положительное общественное мнение родителей об образовании дошкольников МБДОУ. 8. Заключительное положение 1. Срок действия положения не ограничен. Положение действует до замены новым. 2. Изменения и дополнения вносятся в Положение на основании решения педагогического совета МБДОУ.