1 1. Общие положения Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Приданниковский детский сад № 5» (далее ДОО), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также общественное участие в оценке качества образования. Положение разработано в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»; Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 Концепцией мониторинга качества дошкольного образования Устава МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5». Внутренняя система оценки качества образования ДОО (далее – ВСОКО) предназначена для управления качеством образования в ДОО, обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого ДОО, о его тенденциях развития. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно ДОО с помощью процедур мониторинга и контроля. ДОО обеспечивает проведение необходимых оценочных процедур, разработку и внедрение модели системы оценки качества, обеспечивает оценку, учет и дальнейшее использование полученных результатов. Настоящее положение действует до принятия нового положения. Все дополнения и изменения к нему рассматриваются и принимаются Педагогическим советом, утверждаются приказом руководителя ДОО. 2. Основные цели, задачи, принципы внутренней оценки качества образования в ДОО Мониторинг (ВСОКО) позволяет усовершенствовать механизмы внутренней оценки качества образования в ДОО, получить данные, необходимые для развития ДОО. Целями ВСОКО ДОО являются: 2 - получение объективной информации о состоянии качества образования в ДОО, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - формирование информационной основы принятия управленческих решений. Основными задачами ВСОКО ДОО являются: - обеспечение надежности и технологичности процедур оценки качества образования; - определение качества образовательных программ с учетом ФГОС ДО и запросов основных потребителей образовательных услуг; - определение соответствия фактических образовательных условий ДОО к условиям реализации образовательной программы ДОО; - определение степени соответствия результатов освоения образовательных программ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования; - оценка состояния и эффективности деятельности ДОО; - повышение квалификации педагогов ДОО в области оценки качества образования, анализа и использования результатов оценочных процедур; - обеспечение открытости и доступности проводимых процедур по оценке качества образования; - обеспечение руководителя ДОО аналитической информацией, необходимой для принятия управленческих решений и определения тенденций развития ДОО. В основу ВСОКО ДОО положены следующие принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; - рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в самооценку своей деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОО. 3. Организация и технология внутренней оценки качества образования Модель внутренней оценки качества дошкольного образования используется при проведении внутреннего мониторинга качества образования в ДОО и включает: - оценку педагогов ДОО, предусматривающую сбор и структурирование информации о контексте и характеристиках профессиональной деятельности; – внутреннюю оценку качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками и обеспечивающей их деятельности ДОО, предусматривающую: - сбор и структурирование информации о контексте и характеристиках деятельности ДОО; 3 - оценку качества образовательных программ ДОО. в том числе оценку ООП ДО, ОП ДО, АООП ДО, АОП ДО; - оценку качества представления информации на официальном интернет-сайте организации; - оценку качества образовательной деятельности и качество присмотра и ухода за воспитанниками в группе ДОО с использованием инструментария МКДО — Шкал комплексного мониторинга качества дошкольного образования РФ, так- же построенных на основе системы показателей качества МКДО; - оценку качества деятельности ДОО в целом, включая качество образовательной деятельности и качество присмотра и ухода за всеми воспитанниками ДОО, обеспечение условий для их реализации, эффективности управления и развитие организации с использованием Шкал МКДО. Полученные данные с использованием инструментария МКДО, собираются в Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, который становится, в свою очередь, важнейшим элементом обязательного отчета организации — Отчета о самообследовании ДОО, публикуются в составе данного отчета на интернет-сайте ДОО вместе с программой развития ДОО. На основании результатов оценивания совершенствуется система управления качеством образования в группах и в ДОО в целом, разрабатывается программа развития группы и ДОО. Основным инструментарием оценки качества дошкольного образования в соответствии с требованиями Концепции МКДО являются Шкалы мониторинга качества дошкольного образования (Шкалы МКДО), которые и используются при ВСОКО в ДОО. Модель комплексного оценивания качества дошкольного образования Шкал МКДО предусматривает использование в качестве основы системы показателей качества МКДО и представляет уровневую систему индикаторов к ним. Индикаторы представлены в виде утверждения, описывающего определенный уровень качества образовательной деятельности по измеряемому показателю, с которым может согласиться или не согласиться оценивающий (поставить положительную или отрицательную отметку индикатору). Использование данной системы уровневых индикаторов позволит участникам мониторинга с высокой степенью надежности определить текущий уровень качества образовательной деятельности по измеряемому показателю качества МКДО, получить представление о характеристиках более высоких уровней качества, выстроить по итогам оценивания соответствующую программу развития ДОО. Шкала МКДО предусматривает базовую 5-уровневую систему оценивания. При этом в Оценочном листе Шкал МКДО предусмотрена возможность фиксации также нулевого уровня качества и неприменимости требований показателя к оценке отдельных ДОО. Таким образом, отметка каждого показателя может иметь семь возможных состояний. Неприменимо (НП). Если в ДОО по объективным причинам вообще не ведется деятельность, предусмотренная каким-либо показателем. Например, при отсутствии детей с ОВЗ в группе и в детском саду в целом может быть зафиксирована отметка «НП». Нулевой уровень. Если работа по оцениваемому показателю не ведется или хотя бы один из индикаторов 1-го уровня не может быть оценен положительно, то речь идет о тревожном уровне качества образования по данному показателю. В таком случае по показателю ставится оценка «0 баллов» и фиксируется нулевой уровень качества. 1- й уровень. Требуется серьезная работа по повышению качества. Если все индикаторы 1-го уровня оценены положительно, но хотя бы один индикатор 2-го уровня имеет отрицательную отметку, ставиться 1 балл по измеряемому показателю качества МКДО. Первый уровень качества свидетельствует о том, что деятельность в оцениваемом направлении ведется, но требуется серьезная работа по ее совершенствованию, поскольку 4 регистрируемый уровень качества сопровождается значительными недочетами / нарушениями нормативно-правовых требований в сфере дошкольного образования. 2- й уровень. Качество стремится к базовому. Если все индикаторы 1-го и 2го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 3-го уровня имеет отрицательную отметку, то ставиться 2 балла по измеряемому показателю качества МКДО. Этот уровень свидетельствует о том, что практически полностью выполняются требования нормативно-правовых актов в сфере дошкольного образования, но базовый уровень качества не достигается из-за 1–3 недочетов / нарушений. 3- й уровень. Базовый. Если все индикаторы 1-го, 2-го и 3-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 4-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 3 балла по измеряемому показателю качества МКДО. На данном уровне качества в ДОО обеспечивается полное выполнение требований ФГОС ДО и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность дошкольного образования РФ. Превышение базового уровня качества свидетельствует о создании лучших условий для образования детей в ДОО. 4-й уровень. Хорошее качество. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 5-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 4 балла по измеряемому показателю качества МКДО. Данный уровень фиксируется при превышении базового уровня качества в ДОО и предоставлении детям лучших возможностей для образования. Данный уровень указывает на наличие системного подхода к работе по измеряемому направлению. Системная работа подразумевает наличие не только отдельных требуемых элементов системы, но и выстроенных связей и отношений между ними, стремление ДОО решать задачу комплексно, с учетом разносторонних индивидуальных способностей, потребностей и интересов воспитанников ДОО и во взаимосвязи с внешней средой. ДОО 4-го уровня нацелены на постоянное совершенствование своей образовательной деятельности и характеризуются активным вовлечением сотрудников ДОО и родителей воспитанников в принятие решений, стремятся к эффективному управлению ресурсами организации, в том числе управлению знаниями как важнейшим ресурсом организаций уровень. Превосходное качество. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней оценены положительно, то ДОО присваивается 5 баллов по измеряемому показателю качества МКДО. На данном уровне качества фиксируется значительное превышение базового уровня, предусмотренного нормативно-правовыми требованиями в сфере дошкольного образования РФ. Пятый уровень отмечается как выдающийся результат в измеряемом показателем направлении деятельности ДОО и выделяется как пример лучшей практики. В ДОО 5-го уровня реализуется система управления образовательной деятельностью, которая, с одной стороны, обеспечивает высокую гибкость, необходимую для реагирования на инициативы и индивидуальные потребности воспитанников, их родителей и других заинтересованных сторон, активное вовлечение социокультурного окружения ДОО в реализацию образовательных задач; с другой стороны, обеспечивает стабильность работы и повышенную устойчивость к внешним воздействиям, что позволяет добиться высокого качества деятельности даже в самых сложных условиях социокультурного окружения. Потребности и ожидания родителей / законных представителей воспитанников ДОО постоянно изучаются и анализируются, основные показатели качества являются предметом постоянного мониторинга, используются для прогнозирования результатов деятельности и построения обоснованных программ развития ДОО. Констатируется высокая эффективность использования ресурсов организации, в том числе системы управления знаниями. В процессы совершенствования вовлечены не только сотрудники, но и все соответствующие 5 заинтересованные стороны, и эти процессы способствуют творчеству и внедрению инноваций. ДОО активно изучает различные тенденции и тренды развития дошкольного образования в стране и в мире. Внедряемые инновационные решения имеют доказательную базу, соответствуют стратегии развития и предвосхищают возможные изменения среды, в которой работает ДОО. Итого. С учетом нулевого уровня качества ДОО может набрать от 0 до 5 баллов по каждому из показателей качества МКДО. Для достижения каждого уровня нужно получить положительные оценки по индикаторам всех предыдущих уровней и всем индикаторам данного уровня. Для каждого показателя качества Шкал МКДО предусмотрена каскадная система индикаторов, при которой каждый последующий уровень включает индикаторы предыдущего уровня и дополняет их своими индикаторами. В Шкалах МКДО используется накопительная система оценивания показателей МКДО: каждый уровень дополняет и расширяет возможности предыдущего, указывая на рост качества измеряемой характеристики. На первом уровне индикаторы фиксируют наличие какой-либо работы по измеряемому направлению, например: «Сотрудникам ДОО предоставляются возможности профессионального развития», а последующие уровни индикаторов детализируют качественные характеристики и указывают на уровень зрелости данной работы: «Политика профессионального развития педагогов ДОО предусматривает измерение текущего профессионального уровня сотрудников ДОО, а также изучение их потребностей в повышении профессионального уровня». Шаг 1. Показатели, по которым зафиксирован статус «НП», исключаются из дальнейшей оценки, и оценивающий переходит к оценке остальных показателей. Оценка остальных показателей может проводиться в любом порядке по усмотрению оценивающего. Оценку каждого показателя МКДО оценивающий начинает с 1-го уровня шкалы оценки показателя, отмечая согласие / несогласие с утверждением соответствующего уровневого индикатора и фиксируя его положительную (Да) или отрицательную (Нет) отметку. Шаг 2. Если хоть один из индикаторов 1-го уровня не получает положительной отметки, то показателю присваивается оценка «0 баллов» и фиксируется нулевой уровень качества. Шаг 3. Если все индикаторы 1-го уровня оценены положительно, но хотя бы один индикатор 2-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 1 балл по измеряемому показателю качества МКДО. Шаг 4. Если все индикаторы 1-го и 2-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 3-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 2 балла по измеряемому показателю качества МКДО. Шаг 5. Если все индикаторы 1-го, 2-го и 3-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 4-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 3 балла по измеряемому показателю качества МКДО. Шаг 6. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го и 4-го уровней оценены положительно, но хотя бы один индикатор 5-го уровня имеет отрицательную отметку, то ДОО присваивается 4 балла по измеряемому показателю качества МКДО Шаг 7. Если все индикаторы 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го уровней оценены положительно, то ДОО присваивается 5 баллов по измеряемому показателю качества МКДО. Таким образом, оценка каждого показателя может иметь семь возможных состояний: НП, 0 баллов, 1 балл, 2 балла, 3 балла, 4 балла, 5 баллов. Источниками данных для оценки качества образования являются: контроль; мониторинг; 6 самообследование, экспертные оценивания; анкетирование; социологический опрос; статистическая отчетность и другие диагностические материалы. Периодичность проведения, направления (объект), методы, исполнители, ответственные ВСОКО в ДОУ определяются «Программой внутренней системы оценки качества образования ДОУ» и годовой циклограммой ВСОКО. Фиксация результатов контроля производится в шкалах МКДО. Аналитическая записка по итогам проведения внутренней оценки качества образования оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается в справочно - аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. Результаты оценки качества образования рассматриваются на итоговом Педагогическом совете, родительских собраниях в конце учебного года. Локальные акты, на основании которых в течение учебного года функционирует система внутренней оценки качества образования, утверждаются приказом руководителя. 1. Нормативно-установочный этап: изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО; подготовка приказа о проведении ВСОКО в ДОО; изучение и определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО; определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования. 2. Информационно-диагностический этап: сбор информации 3. Аналитический этап: анализ полученных результатов; сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4. Итогово-прогностический этап: предъявлениеполученных результатов на уровень коллектива ДОО , родительской общественности; разработка дальнейшей стратегии работы ДОО. 4. Организационная структура и функциональная характеристика внутренней оценки качества образования в ДОО Организационная структура ДОО, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОО, педагогический совет, группа мониторинга ДОО, временные структуры (рабочие группы педагогов, комиссии и др.). Администрация ДОО: - формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОО и приложений к ним, утверждает их приказом руководителя ДОО и контролирует их исполнение; - разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы ВСОКО ДОО, участвует в этих мероприятиях; - обеспечивает на основе образовательной программы проведение в ДОО контрольно- оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; 7 - организует систему мониторинга качества образования в ДОО, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; - анализирует результаты оценки качества образования на уровне ДОО; -организует изучение информационных запросов основных пользователей ВСОКО; - обеспечивает условия для подготовки педагогов ДОО и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - обеспечивает предоставление информации о качестве образования на различные уровни оценки качества образования; - формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования (анализ работы ДОО за учебный год, самообследование деятельности ДОО); - принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО; Группа мониторинга (сотрудники ДОО и внешние эксперты): - разрабатывает методики оценки качества образования; - участвует в разработке критериев оценки результативности и профессиональной деятельности педагогов ДОО; - содействует проведению подготовки работников ДОО и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводит экспертизу организации, содержания и результатов мониторинга уровня развития обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне ДОО. Педагогический совет ДОО: - принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО ДОО; - принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; - принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в ДОО; - участие в оценке качества и результативности труда работников ДОО; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОО по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОО, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ДОО. Оценка качества образования предполагает следующие области: 1. Образовательные ориентиры. 2. Образовательная программа. 3. Содержание образовательной деятельности. 4. Образовательный процесс. 5. Образовательные условия. 6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. 7. Взаимодействие с родителями. 8. Здоровье, безопасность и повседневный уход. 8 9. Управление и развитие. 5. Реализация и содержание внутренней оценки качества образования Реализация ВСОКО в ДОО осуществляется посредством: контроля; мониторинга. В ДОО осуществляются следующие виды контроля: - плановый, - внеплановый (оперативный), - административный. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом работы ДОО, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в его организации. Виды планового контроля: - Тематический контроль – изучение и анализ деятельности ДОО по одному направлению деятельности. - Текущий контроль – изучение результатов образовательной деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций, отбор наиболее рациональных методов работы. - Комплексный контроль – изучение и анализ по всем направлениям деятельности в одной из возрастных групп МБДОУ. Требования к проведению тематического контроля: - до начала проведения тематического контроля руководитель ДОУ за 10 рабочих дней издаѐт приказ о сроках, теме предстоящего контроля, назначении комиссии, утверждении плана-задания, установлении сроков представления итоговых материалов; - план-задание определяет специфические особенности (вопросы) контроля и должен обеспечить получение достоверной информации, сравнимость результатов контроля и обоснованность выводов в итоговом материале. План-задание предстоящего контроля составляется заместителем заведующей; - продолжительность тематического контроля не должна превышать 5 дней (в 1 группе); - проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля; - результаты контроля оформляются в виде аналитической справки с отражением в ней фактов, выводов и предложений; - информация о результатах контроля доводится до работников ДОО в течение 7 дней с момента его завершения; - должностные лица после ознакомления с результатами контроля должны поставить подпись под итоговым материалом контроля, удостоверяющую, что они поставлены в известность о результатах контроля. При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель ДОО; - руководитель ДОО по результатам тематического контроля в течение 7 дней издает приказ. Требования к текущему контролю: - направления и периодичность текущего контроля определяются годовым планом и результатами внутреннего контроля; - результаты текущего контроля оформляются в виде графиков, циклограмм, схем с краткими выводами и предложениями; 9 - результаты текущего контроля доводятся до сведения сотрудников на совещаниях при заведующей, методических совещаниях. Внеплановый (оперативный) контроль осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях физических или юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов, и урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Административный контроль - контроль по выполнению нормативно-правовых и локальных актов ДОО, выявление нарушений законодательства РФ. Требования к административному контролю: - направление и периодичность регламентируется локальными актами ДОО; - ответственность за проведение административного контроля несет руководитель; - результаты выносятся на административные планерки и собрание трудового коллектива. При оценке качества образования используются следующие методы: - педагогическое исследование (наблюдение, изучение документов, продуктов детской деятельности и т.д.); - опросные (беседы, интервью, анкетирование, социологический опрос и т.д.); - диагностические (контрольные срезы, измерения, решения психологопедагогических ситуаций, тесты и т.д.); - самообследование; - экспертные оценивания; - статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 6. Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества образования: - формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОО; - получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОО, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы в ДОО. 7. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования ВСОКО организуется в ДОО с 1 января по 20 марта каждого года. Формой отчета является аналитическая записка, которая предоставляется не позднее 10 дней с момента завершения ВСОКО. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета ДОО, производственные собрания, административные и педагогические совещания. По окончании учебного года, на основании аналитической справки по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в ДОО, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОО для реализации ООП ДО в новом учебном году. 10 Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования ДОО, для разработки и корректировки программы развития ДОО, основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ ДОО, годового плана ДОО. 8. Делопроизводство Результаты ВСОКО (шкалы МКДО) и аналитическая записка оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив ДОО. 11 12