Положение о педагогической диагностике (мониторинге) Филиалов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИДАННИКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5»

ПОЛОЖЕНИЕ
о педагогической диагностике (мониторинге)
в Филиалах «Приданниковский детский сад № 5»

1

I.

Общие положения

1.1. Положение о педагогической диагностике (мониторинге) (далее
Положение) в Филиалах МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5»
(далее МБДОУ) разработано в соответствии с: Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Конвенцией о правах ребенка ООН; Приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»; Приказом Минобрнауки России от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении  порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования»; Уставом МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5»,
основной общеобразовательной – образовательной программой дошкольного
образования МБДОУ «Приданниковский детский сад № 5» (далее ООП ДО).
1.2. Педагогическая диагностика (мониторинг) связана с освоением
воспитанниками основной общеобразовательной – образовательной
программой дошкольного образования МБДОУ «Приданниковский детский
сад № 5» и заключается в анализе освоения ими содержания
образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное,
речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Педагогическая
диагностика (мониторинг) индивидуального развития ребенка представляет
собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных
результатов,
обеспечивающих
непрерывность
и
своевременную
корректировку образовательного процесса и условий.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников МБДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами.
1.4. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решения образовательных задач.
II. Основные цели, задачи и принципы педагогической диагностики
индивидуального развития ребенка
2.1. Цель педагогической диагностики (мониторинга): оценка
эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования
образовательной деятельности с ребенком.
Педагогическая диагностика (мониторинг) проводится педагогом в
ходе внутреннего мониторинга.
2.2. Задачи педагогической диагностики (мониторинга):
- индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка,
построение образовательной траектории для детей, испытывающих
2

трудности в образовательном процессе или имеющих особые
образовательные потребности.);
- оптимизация работы с группой детей.
2.3. Основными принципами системы оценки индивидуального
развития детей являются:
- комплексность,
- непрерывность,
- диагностичность (наличие критериев);
- уровневость;
- доступность результатов для родителей (законных представителей),
педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной
информации для различных групп потребителей (педагогический совет
МБДОУ, экспертные комиссии и др.).
2.4. Педагогическая диагностика (мониторинг):
- позволяет фиксировать уровень индивидуального развития
дошкольника и оценивать его динамику;
- учитывать зону ближайшего развития ребенка по каждому из
направлений ООП ДО;
- позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый
процесс без условного разделения на разные возрастные этапы,
«привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные
закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности
дошкольника;
- учитывает представленные целевые ориентиры ФГОС ДО , но не
использует их в качестве основания для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
III.

Организация проведения педагогической диагностики
(мониторинга)

3.1. Педагогическая диагностика (мониторинг) проводиться через
педагогические наблюдения и анализ продуктов деятельности воспитателями
всех возрастных групп.
Логопедическая и психологическая диагностика детей проводиться
квалифицированными специалистами – учителем-логопедом, педагогомпсихологом, только с согласия родителей (законных представителей)
воспитанников. При необходимости (обращении родителей или педагогов,
только с согласия родителей) может проводиться ранее для своевременного
выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции.
3.2. Педагогическая диагностика (мониторинг), связанная с
физическим,
художественно-эстетическим
развитием
(музыкальная,
изобразительная деятельность) проводится как воспитателем (по картам
педагогической диагностики), так и специалистами данного направления
(музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре).
3

3.3. Педагогическая диагностика (мониторинг) проводиться 2 раза в
год (сентябрь, май). При необходимости, педагогическую диагностику
(мониторинг) проводиться в середине учебного года (январь) или в случаях
обращения родителей (законных представителей) ребенка.
3.4. Педагогическая диагностика (мониторинг) с детьми, вновь
пришедшими в МБДОУ, проводится после адаптации ребенка.
3.5. Педагогическая диагностика (мониторинг) детей с ОВЗ
проводиться 3 раза в год (сентябрь, январь, май).
3.6. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) ребенка
вносятся воспитателями и специалистами МБДОУ в карты педагогической
диагностики, сводные по картам предоставляются заведующему Филиалом.
В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности
образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для
планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на
следующий учебный год.
IV.

Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка

4.1. Оценка индивидуального развития ребенка проводится по
следующим уровням показателей:
- показатель сформирован (высокий уровень - 3 балла) - наблюдается в
самостоятельной деятельности ребёнка, в совместной деятельности со
взрослым;
- показатель в стадии формирования (средний уровень - 2 балла) проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций,
провоцирующих его проявление: ребёнок справляется с заданием с помощью
наводящих вопросов взрослого, даёт аналогичные примеры;
- показатель не сформирован (низкий уровень - 1 балл) - не проявляется
ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребёнок не даёт
положительного ответа, не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Оценки «высокий уровень» и «средний» ООП ДО. Если по каким-то
направлениям преобладают оценки «низкий уровень», следует усилить
индивидуальную работу с ребёнком по данному направлению с учётом
выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации
Образовательной программы.
4.2. По результатам педагогической, составляются индивидуальные
рекомендации по коррекции развития ребёнка.
4.3.
Методологическая
основа
педагогической
диагностики
(мониторинга): для проведения педагогической диагностики мониторинга)
используются параметры педагогической диагностики индивидуального
развития детей дошкольного возраста. Выделенные показатели отражают
основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые
складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают
успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.
4

V. Контроль
5.1. Контроль проведения педагогической диагностики (мониторинга)
осуществляется заведующим МБДОУ и заведующим Филиалом посредством
следующих форм:
 проведение ежедневного текущего контроля;
 организацию тематического контроля;
 проведение оперативного контроля;
 посещение НОД, организацию режимных моментов и других видов
деятельности;
 проверка документации.
5.2. По итогам проведения контроля педагогам даются рекомендации,
консультации, результаты освещаются на педагогических советах.
VI.

Организация работы с результатами оценки индивидуального
развития ребенка

6.1.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга)
индивидуального развития детей обсуждаются на педагогическом совете
МБДОУ для выработки индивидуальных траекторий развития, разработки
индивидуальных программ.
6.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей
могут использоваться в проблемно-ориентированном анализе деятельности
МБДОУ в целях принятия управленческих решений.
6.3. Основными пользователями информации о результатах оценки
индивидуального развития детей являются:
- родители (законные представители) воспитанников,
- педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
6.4. Пользователями обобщенной информации о результатах
индивидуального развития детей являются: педагогический совет МБДОУ,
психолого-педагогический консилиум МБДОУ.
VII. Документация
7.1. Материалы педагогической диагностики (мониторинга), пособия
для ее проведения – хранятся у педагогов. Обновляются по мере
необходимости.
7.2. Материалы итоговых отчетов педагогической диагностики
(мониторинга) для определения целевых ориентиров хранятся у заведующего
Филиалом.
7.3. Общие результаты педагогических наблюдений за уровнем
индивидуального развития оформляются в единую справку и хранятся в
методическом кабинете.
5

Приложение 1
Карта наблюдения за ребенком в период адаптации
Фамилия, имя ребенка________________ Возраст_____ Дата поступления в группу _____
Сфера наблюдения /показатели
поведения
Разлука с мамой
спокойная
легкое беспокойство, быстро
успокаивается
тяжелая
Общий эмоциональный фон
ребенок спокоен в течение дня
выглядит равнодушным, ничем не
интересуется
настороженно относится к
окружающим
постоянно плачет, зовет маму
раздражен, агрессивен
Режимные моменты
хорошо ест
быстро засыпает
Навыки самообслуживания
стремится самостоятельно есть
стремится самостоятельно одеваться
просится на горшок
Действия с предметами:
может сам найти для себя занятие
играет длительно и увлеченно
играет вяло, отказывается от игры
Общение со взрослыми
проявляет инициативу в общении
охотно откликается на инициативу
взрослого
предпочитает совместные игры с
предметами
предпочитает физический контакт
отказывается от контактов
средства общения:
положительные экспрессивномимические средства
(улыбки, смех, жесты)
отрицательные экспрессивномимические
средства (плач, выражения грусти,
уныния)
предметные действия (предложение
игрушки,
совместные игры с предметами)
лепет
активная речь (слова, предложения)
Общение со сверстниками:
охотно играет рядом с другими детьми
проявляет инициативу в общении
охотно играет вместе с детьми
избегает любых контактов
проявляет агрессию (бьет, толкает и
др.)

Дни посещения яслей
1 2 3 4 5 6 7 8

10

11

12

13

14

примечания

6

Примечания. Наблюдение ведется в течение всего периода адаптации, чтобы
проследить, как быстро ребенок привыкает к яслям, по каким направлениям отмечаются
более благоприятные, а по каким - менее благоприятные изменения.
Для фиксации используем способы:
- Условные обозначения (плюс, минус, галочка);
В случае необходимости, в графе «Примечания» делаются короткие записи,
дополняющие предложенную схему.
Анализируя данные наблюдений, воспитатель выявляет зону особого внимания,
решает, с какой проблемой ребенка ему нужно работать, прежде всего, составляет план
такой работы. С опорой на данные наблюдений проводятся беседы с родителями,
выработка общей стратегии поведения взрослых.
После завершения периода адаптации задачей наблюдения становятся особенности
продвижения ребенка по основным направлениям развития. С этого момента карту
наблюдения можно заполнять не ежедневно, как в адаптационном периоде, а с большим
временным интервалом, например, один раз в месяц. Частота заполнения схем зависит от
состояния и поведения ребенка. Если возникают какие-то проблемы, следует вернуться к
более частым записям.
Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и
тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации
эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам,
предметному миру, частота и длительность острых заболеваний.
Легкая адаптация длится 1-2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и
аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру,
налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими
людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение
защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2-3 недели они
восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает.
Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии
ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит
восстанавливаются только через 30-40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца,
значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет
интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти
изменения длятся до полутора месяцев.
Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы:
это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под
глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза.
Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое
протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции.
Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой
адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без
перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою
роль – не предохраняют его от инфекционных агентов, с которыми ему приходится
сталкиваться; это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии
малыша. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода – неадекватное
поведение ребенка настолько ярко выражено, что граничит с невротическим состоянием.
Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или
невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо засыпает,
вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий.
Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающим, избегает
других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень
медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем
направлениям.
7

Приложение 2.
Педагогическая диагностика (мониторинг)
индивидуального развития ребенка
ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА
пол

девочка
Шаги развития

С
С1

мальчик

ДАТА
РОЖДЕНИЯ
Возраст

годы
месяцы

3
36

От 3 до 4 лет

От 4 до 5 лет

От 5 до 6 лет

От 6 до 7 лет

36

40

43

46

49

52

55

58

61

64

67

70

73

76

79

82

38

41

44

47

50

53

56

59

62

65

68

71

74

77

80

83

39

42

45

48

51

54

57

60

63

66

69

72

75

75

81

84

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Эмоционально-личностная сфера
С1.1 Говорит о себе в первом лице – «я»
С1.2. Рассказывает о себе (знает имя, фамилию, возраст, пол,
цвет глаз и т.п.
С1.3. Четко формулирует свои желания, интересы
С1.4. Сопереживает героям сказок, рассказов, мультфильмов
С1.5. Проявляет сочувствие к другим (пытается успокоить,
если кто-то огорчен)
С1.6. Определяет и выражает словами чувства другого
ребенка («Аня боится»)
С1.7. Проявляет чувства стыда
С1.8. Проявляет чувство гордости (сделал что-то лучше
всех)
С1.9. Осознает и может назвать причины своих чувств («Я
радуюсь, потому что…»)
С1.10. Понимает причины основных эмоций
С1.11. Проявляет чувство вины, если кого-то обидел, и
может попросить прощения
С1.12. Способен давать оценку плохому или хорошему
поступку другого ребенка
С1.13. Контролирует свои эмоции (гнев, радость)
С1.14. Стремиться действовать самостоятельно без помощи
взрослого
С1.15. Стремится подражать действиям взрослого
С1.16. Выполняет просьбу\задание взрослого без контроля с
его стороны
С1.17. Выполняет определённые действия без напоминания
взрослого(моет руки перед едой)
С1.18.Проявлет настойчивость в достижении результата
своих действий
С1.19. Способен возобновлять прерванные действия
С1.20. Способен сохранять внимание во время занятий
С1.21. Проявляет мотивацию к успеху
С1.22. Переживает неудачу, проигрыш, поражение
С1.23. Может формулировать цель своих действий и
фиксировать результат
С1.24. Проявляет способность к принятию собственных
решений
С1.25. Проявляет способность к внутреннему контролю за
своим поведением
С1.26. Самостоятельно выбирает для себя род занятий
С1.27. Проявляет старательность при выполнении работы
С1.28.Проявляет способность к самооценки
С1.29.Проявляет стремление быть примером для других

С2

Сфера коммуникации
С2.1. Проявляет инициативу в установлении контакта со
сверстниками
С2.2. наблюдает за действиями сверстников и подражает им

8

С2.3. Выделяет среди сверстников тех, с кем ему больше
всего нравится общаться, играть
С2.4. Делиться с другими детьми игрушками, угощеньем
С2.5. Активно включается в игру с другими детьми
С2.6. Инициирует взаимодействие со сверстниками («Давай
играть, в…!», «Давай делать!»)
С2.7. Соблюдает правила игры/очередь
С2.8. Берет на себя определенную роль в иргу, может
соблюдать ролевое соподчинение
С2.9. Проявляет готовность оказать помощь
С2.10. Проявляет общительность, легко вступает в разговор с
незнакомыми людьми
С2.11. Проявляет способность взаимодействовать со
взрослыми в совместной деятельности
С2.12. Проявляет способность встраиваться в совместную
деятельность с другими детьми, работать в группе
С2.13. Подчиняется правилам и нормам социального
поведения
С2.14. Проявляет инициативу и самостоятельность в
процессе деятельности

Шаги развития

годы
месяцы

Возраст
3
3
6

От 3 до 4 лет
36

40

От 4 до 5 лет
43

46

49

52

От 5 до 6 лет
55

5

От 6 до 7 лет

61

64

67

70

73

76

79

82

62

65

68

71

74

77

80

83

63

66

69

72

75

75

81

84

8
38

41

44

47

50

53

56

39

42

45

48

51

54

57

5
9
6
0

С2.15. Поддерживает устойчивые дружеские связи с
другими детьми

С2.16. Проявляет способность критиковать/хвалить
сверстников
С2.17. Проявляет способность радоваться успехами
других
С2.18. Проявляет способность находить компромисс и
разрешать конфликты, соблюдая правила этики
С3

Сфера жизненной практики
С3.1. Самостоятельно пользуется горшком
С3.2. Контролирует мочевой пузырь
С3.3. Контролирует кишечник
С3.4. Знает и называет части тела
С3.5. Различает правую и левую руку
С3.6. Ест и пьет самостоятельно
С3.7. Правильно пользуется ложкой
С3.8. Обслуживает себя за столом (кладет сахар в чай, сыр
на хлеб)
С3.9. Правильно пользуется вилкой и ложкой
С3.10. Самостоятельно моет руки, умывается, чистит зубы,
пользуется полотенцем
С3.11. Пользуется расческой и носовым платком
С3.12. Расстегивает и застегивает
пуговицы/молнию/липучки
С3.13. Раздевается и одевается самостоятельно
С3.14. Аккуратно складывает и убирает свою одежду
С3.15. Самостоятельно завязывает шнурки
С3.16. Самостоятельно моет чашку, блюдце, тарелку, ложки
С3.17. Может вытирать пыль, подметать пол
С3.18. Убирает за собой игрушки, поддерживает порядок в
помещении группы
С3.19. Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее
место
С3.20. Самостоятельно ухаживает за растениями и
животными уголка природы
С3.21. Ориентируется в помещении и на территории
детского сада
С3.22. Знает основные правила безопасного поведения и

9

соблюдает их
С3.23. Знает функцию светофора и понимает значение его
сигналов
С3.24. Знает некоторые дорожные знаки («Пешеходный
переход», «Осторожно, дети!»)
С3.25. Знает основные правила дорожного движения для
пешеходов и велосипедистов

П

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
П1. Подбирает из ряда картинок с изображением предметов
две одинаковые/похожие
П2. Находить различия между изображениями на картинках
П3. Запоминает и рассказывает, что изображено на картинки
П4. Делает последовательные умозаключения по 2-4
картинкам, рассуждает
П5. Проявляет интерес к новым предметам, пытается
установить их назначение и принцип действия
П6. Различает понятия «много» - «мало», «один» - «много»
П7. Проводит сравнения «больше», «меньше», «одинаково»
П8. Проводит сравнения (длиннее – короче, толще – тоньше,
шире – уже, быстрее – медленнее)
П9. Различает все основные цвета, сортирует предметы по
цвету
П10. Различает тактильные свойства предметов (мягкий,
холодный, сухой, колючий)
П11. Распознает геометрические фигуры (круг, треугольник,
квадрат) и формы (куб, шар)
П12. Экспериментирует с предметами (бьется – не бьется,
тонет – не тонет)
П13. Различает материалы, из которых изготовлены
предметы (деревянный, бумажный, металлический,
стеклянный)
П14. Сортирует предметы по категориям (фрукты, посуда, и
т.п.)
П15. Классифицирует предметы одновременно по
нескольким признакам
П16. Способен выделить «лишний» предмет из множества
П17. Сравнивает вес предметов (легче – тяжелее)
П18. Определяет и называет признаки, назначение и
количество (в пределах 5 предметов)
П19. Определяет пространственное положение предметов
(сверху-снизу, впереди-сзади, справа-слева)
П20. Распознает геометрические фигуры (ромб, овал)
П21. Знает свойства геометрических фигур (количество
углов, равенство сторон)
П22.Пользуется измерительными инструментами (весами,
линейкой, термометром, секундомером)

Шаги развития

годы

Возраст
3

месяцы

3
6

От 3 до 4 лет

От 4 до 5 лет

36

40

43

38

41

44

4

49

52

55

50

53

56

6
4
7
39

42

45

4
8

51

54

57

От 5 до 6 лет

5

6

8

1

5

6

9

2

6

6

0

3

От 6 до 7 лет

64

67

70

73

76

79

65

68

71

74

77

80

66

69

72

75

75

81

8
2
8
3
8
4

П23. Знает понятие «половина»/ «половинка»
П24. Способен выделить два или три предмета из множества
(взять два или три орешка)
П25. Устанавливает количественные связи (может раздать
каждому в группе по две конфеты)
П26. Считает до 5
П27. Знает количественный состав числа 5 (1,1,1,1,1)
П28. Понимает значение целого и его частей
П29. Знает порядковый счет в пределах 10
П30. Может соотносить количество предметов и числа в
пределах 10
П31. Составляет предметные множества в пределах 10 (2
фишки и 3 фишки – вместе будет 5 фишек)
П32. Раскладывает предметные множества в пределах 10 (7

10

фишек можно разделить на 4 и 3 фишки)
П33. Знает изображение цифр
П34. Применяет счет в повседневной жизни, игре
П35. Обнаруживает постоянство или изменение количества
(было – стало)
П36. Решает простые задачи на сложение и вычитание
П37. Понимает запись простых математических
последовательностей (от меньшего числа к большему или
наоборот)
П38. Понимает смысл числа как символа для выражения
количества, длины, веса и т.п.
П39. Может считать группы предметов (1 пара, 2 пары)
П40. Знает порядковый счет в пределах 20
П41. Знает названия времен года и главные различия между
ними
П42. Понимает ход времени в распорядке дня (утро-деньвечер-ночь)
П43. Знает и применяет понятия, структурирующие время
(вчера-сегодня-завтра)
П44. Знает последовательность времен года и сезонные
изменения (набухли почки, отцвели цветы, начался
листопад)
П45. Может описать особенности природы и жизни людей в
разные времена года
П46. Знает чередование месяцев в году
П47. Знает дни недели и их последовательность
П48. Пользуется календарем
П49. Пользуется часами
П50. Использует понятия «сначала», «потом», «до», «после»,
«раньше», «позже», «одновременно»
П51. Узнает и называет некоторые цветы (3-5) и деревья (35)
П52. Узнает и называет некоторых животных (5-7)
П53. Различает отдельные явления природы (снег, град,
дождь, ветер, туман)
П54. Различает диких и домашних животных
П55. Узнает и называет некоторых насекомых и птиц
П56. Правильно называет детенышей некоторых животных
П57. Знает особенности некоторых природных материалов:
вода (прозрачная, льется), камень (твердый, тяжелый),
песка(желтый, рассыпается)
П58. Знает, различает овощи, фрукты, ягоды
П59. Знает опасные явления природы (гроза, ураган, шторм,
наводнение)
П60. Классифицирует растения (деревья, цветы) и животных
(рыбы, птицы, звери, домашние животные)
П61.Рзаличает агрегатные состояния вещества (жидкость,
твердое тело, газ/пар)
П62.Знает о существовании круговорота воды в природе,
может его описать
П63. Знает основные элементы погоды, может ее описать
П64. Знает некоторые физические явления (магнетизм, сила
тяжести)
П65.Знает основные названия животных и растений России
П66. Знает и различает по виду основные грибы (белый гриб,
лисичка, мухомор)
П67. Знает понятие пищевых цепочек и может
классифицировать некоторых животных (травоядные,
хищники)
П68. Знает основные природные закономерности на Земле
(жаркий и холодный пояса)
П69. Знает о существовании и особенностях людей разных
рас

Шаги развития

годы
месяцы

Возраст
3
36

От 3 до 4 лет
36

38

40

41

От 4 до 5 лет
43

44

46

47

4

5

9

2

5

5

0

3

55

56

От 5 до 6 лет
5

6

8

1

5

6

9

2

От 6 до 7 лет

64

67

70

73

76

79

82

65

68

71

74

77

80

83

11

39

42

45

48

5

5

1

4

57

6

6

0

3

66

69

72

75

75

П70. Проявляет интерес к техническим игрушкам
(различным машинам, роботам), умеет ими
пользоваться
П71. Может пользоваться простыми инструментами
(молотком, отверткой, ножницами)
П72. Знает названия основных средств транспорта
П73. Знает назначение некоторых технических средств
(связи, бытовой, строительной, сельскохозяйственной
техники)
П74. Пользуется стационарным/мобильным
телефоном
П75. Пользуется компьютером
П76. Знает название своего города/поселка/села
П77. Знает название улицы, на которой живет
П78. Знает название столицы России
П79. Знает имена, отчества и фамилии членов своей
семьи
П80. Знает и называет некоторые профессии, в т.ч.
профессии своих родителей
П81. Знает основные праздники, которые отмечаются
в России
П82. Знает главные достопримечательности своего
горда/села
П83. Знает флаг, герб, гимн России
П84. Знает названия крупных городов России (не
менее 3)
П85. Знает название крупных природных объектов
России (рек, озер, гор, морей)
П86.Знает некоторые национальные обычаи и
традиции своего народа

Р

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Р1. Заменяет/сопровождает некоторые свои действия
словами
Р2. Говорит о том, что видит на картинке
Р3. Говорит целыми предложениями из 3-5 слов
Р4. Самостоятельно строит рассказ о каком-либо
событии
Р5. Способен логично продолжить начатый рассказ
Р6. Задает вопросы (в т.ч. основной вопрос –
«Почему?»)
Р7. Понимает заданные вопросы и отвечает на них
Р8. Строит сложные предложения
Р9. Правильно употребляет имена прилагательные и
местоимения
Р10. Правильно употребляет множественное число
Р11. Пытается объяснить наблюдаемые явления и
события
Р12. Использует в речи вежливые обращения,
различные интонации, мимику соответственно
содержанию
Р13. Правильно использует слова-обобщения (фрукты,
овощи, деревья, птицы, посуда, мебель)
Р14. Описывает положения предметов по отношению
к себе («передо мной на тумбочке»)
Р15. Правильно согласовывает слова предложениях,
используя предлоги
Р16. Свободно использует все части речи
Р17. Свободно использует сложные предложения в
разных видов
Р18. Заменяет слова синонимами, подбирает эпитеты
Р19. Понимает разные значения многозначных слов
Р20. Составляет описание предметов по образцу
Р21. Составляет подробный структурированный
рассказ по картине/серии картинок
Р22. Рассказывает истории или случаи из жизни в
правильной последовательности событий

12

81

84

Р23. Может вести диалог (слушает, реагирует на
высказывания, отвечает, задает вопросы)
Р24. Говорит понятно (не только для близких, но и для
посторонних людей)
Р25. Отчетливо произносит слова, разделяет их в речи
Р26. Узнает первый звук в слове
Р27. Различает звуки в словах
Р28. Делит слова на слоги
Р29. Подбирает рифмы к словам
Р30. Способен следить за сюжетом длинного
рассказа, сказки, истории
Р31. Устанавливает связь между текстом и
иллюстрациями в книге
Р32. Устанавливает связь между историями и
собственным опытом («Я тоже видел…», «И у нас
было…»)
Р33. Пересказывает сказки, истории, рассказы
Р34. Заучивает стихи и читает их перед зрителями
(другими детьми и взрослыми)
Р35. Знает название некоторых детских литературных
произведении/любимых сказок и рассказов

Шаги развития

годы
месяцы

Возраст
3

От 3 до 4 лет

36

36

40

43

46

38

41

44

47

39

Х
Х1

42

От 4 до 5 лет

45

48

4

5

9

2

5

5

0

3

5

5

1

4

55

56

57

От 5 до 6 лет

5

6

8

1

5

6

9

2

6

6

0

3

От 6 до 7 лет

64

67

70

73

76

79

65

68

71

74

77

80

66

69

72

75

75

81

8
2
8
3
8
4

Р36. Пытается читать
Р37. Может узнать по прочитанному взрослым отрывку
произведение детской литературы
Р38. Знает имена известных детских писателей и
поэтов
Р39. Проявляет интерес к буквам, знает и различает
начертания некоторых букв
Р40. Пытается писать буквы
Р41. Пытается писать слова
Р42. Подбирает по буквам соответствующие слова
Р43. Знает написание отдельных слов (своего имени,
названий некоторых предметов)
Р44. Может писать слова и короткие предложения
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Музыка и танец
Х1.1. Играет на доступных музыкальных инструментах
(бубен, дудочка, ксилофон
Х1.2.Демонстрирует элементарные вокально-хоровые
навыки (поет вместе с другими детьми)
Х1.3. Знает названия некоторых музыкальных
инструментов
Х1.4.Знает основные свойства звуков (высокие-низкие,
громкие-тихие)
Х1.5.Различает особенности звуков в музыкальном
произведении (высоту звучания, динамику)
Х1.6.Проявляет способность внимательно слушать
музыкальные произведения
Х1.7.Узнает знакомые мелодии при повторном их
прослушивании
Х1.8. Способен повторить знакомую мелодию
Х1.9. Проявляет способность к сольному исполнению
песен
Х1.10. Различает звучания некоторых музыкальных
инструментов
Х1.11. Различает виды музыкального искусства
(народные песни, опера, эстрадные песни)
Х1.12. Знает имена некоторых известных композиторов
Х1.13. Выполняет заданные движения под музыку
(притоптывает, делает повороты туловища в такт)
Х1.14. Произвольно двигается под музыку

13

Х2

(фантазийный танец)
Х1.15. Двигается под музыку, последовательно
повторяя определенные движения
Х1.16. Выполняет элементы танцев (народных и
современных)
Х1.17. Выполняет танцевальные движения с
различными атрибутами (лентами, цветами, шарами)
Х1.18. Выполняет несложные перестроения по схеме
танца под руководством взрослого
Изобразительное искусство, конструирование и моделирование
Х2.1 Рисует простые изобразительные формы
карандашами, фломастерами, мелками
Х2.2Подбирает подходящие цвета по образцу
Х2.3Раскрашивает простые изобразительные формы
Х2.4Отображает в рисунке заданную тему (предметы,
персонажи, сюжеты)
Х2.5Проявляет способность рисовать по собственному
замыслу
Х2.6Рисует красками
Х2.7Раскрашивает сложные изобразительные формы
(не выходит за контур)
Х2.8Самостоятельно подбирает цвета,
соответствующие изображениям
Х2.9Рисует сложные, насыщенные деталями
изображения, отчетливо передавая формы предметов
Х2.10Рисует человека реалистично
Х2.11Рисует с натуры
Х2.12Лепит из пластилина/глины простые заданные
формы
Х2.13Лепит из пластилина/глины различные предметы,
состоящие из нескольких частей
Х2.14Лепит из пластилина/глины фигурки животных,
людей
Х2.15Лепит из пластилина/глины фигурки и предметы,
объединяет в композиции
Х2.16 Делает простые аппликации из 3-5 готовых форм
по образцу
Х2.17Самостоятельно вырезает из бумаги фигуры для
аппликации по контуру
Х2.18Самостоятельно делает аппликации из
нескольких фигур
Х2.19Делает сложные аппликации в виде узоров
Х2.20Делает аппликации по заданному или
задуманному сюжету, самостоятельно подбирая цвета
и формы

Шаги развития

годы
месяцы

Возраст
3
36

От 3 до 4 лет
36

38

39

40

41

42

От 4 до 5 лет
43

44

45

46

47

48

4

5

9

2

5

5

0

3

5

5

1

4

55

56

57

От 5 до 6 лет
5

6

8

1

5

6

9

2

6

6

0

3

От 6 до 7 лет

64

67

70

73

76

79

65

68

71

74

77

80

66

69

72

75

75

81

8
2
8
3
8
4

Х2.21Складывает/дополняет простую мозаику по
образцу
Х2.22Собирает простые пазлы из 6-8 частей
Х2.23Самостоятельно складывает простую мозаику,
подбирая цвета и формы
Х2.24Складывает сложную мозаику по образцу
Х2.25Складывает пазлы различной сложности
Х2.26Складывает сложную мозаику по задуманному
рисунку
Х2.27Строит из кубиков заданные объекты
Х2.28Строит различные формы и объекты из песка
(пирамиду, горку, забор, башню)
Х2.29Собирает детали простого конструктора в
предметы (домик, елочка, самолет)
Х2.30Собирает из конструктора объекты различной
сложности по образцу
Х2.31Собирает из конструктора различные объекты с

14

Ф
Ф1

Ф2

использованием схемы для конструирования
Х2.32Самостоятельно строит композиции из песка
(крепость, город)
Х2.33Конструирует объекты из различных материалов
с элементами изобретательства
Х2.34Знает материалы и инструменты для
изобразительного творчества и их особенности
Х2.35Знает и различает основные жанры
изобразительного искусства
Х2.36Знает имена некоторых известных художников,
скульпторов
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Крупная моторика
Ф1.1 Координирует движения рук и ног (хлопает в
ладоши и притоптывает, марширует)
Ф1.2Удерживает равновесие, стоя на одно ноге не
менее 15 секунд
Ф1.3Может пройти строго по линии, не нарушая ее
Ф1.4Может пройти по гимнастической скамейке,
сохраняя равновесие
Ф1.5Может пройти по прямой линии спиной вперед не
менее 4-6 шагов
Ф1.6Может уверенно стоять на одной ноге
Ф1.7Полностью контролирует свои движения
Ф1.8Точно выполняет заданные упражнения во время
зарядки
Ф1.9Бегает, свободно сохраняя равновесие
Ф1.10Лазает по спортивной лестнице вверх и вниз
Ф1.11 Прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с
продвижением вперед
Ф1.12Пролезает в гимнастический обруч
Ф1.13Перепрыгивает через препятствия высотой более
10 см
Ф1.14Прыгает через скакалку
Ф1.15Прыгает на одной ноге не менее 10 прыжков
Ф1.16Прыгает в длину (до 1 метра)
Ф1.17Выполняет прыжки на месте и с продвижением
вперед
Ф1.18Бросает и ловит мяч двумя руками
Ф1.19Бросает мяч одной рукой
Ф1.20Отбивает мяч о землю
Ф1.21 Ловит маленький мяч
Ф1.22Катается на трехколесном велосипеде
Ф1.23Самостоятельно катается на санках с горки
Ф1.24Катается на лыжах
Ф1.25Катается на коньках/роликах
Ф1.26Катается на двухколесном велосипеде/самокате
Ф1.27Может плавать без поддержки
Ф1.28Знает элементы спортивных игр и участвует в
них
Мелкая моторика
Ф2.1 Вдевает веревку в кольцо
Ф2.2 Разбирает пирамидку и собирает ее с учетом величины
колец
Ф2.3 Называет крупные бусины или пуговицы на нитку
(шнурок)
Ф2.4Использует щипковый захват для действий с мелкими
предметами
Ф2.5 Складывает мелкие предметы (камешки, пуговицы) в
определенном порядке
Ф2.6 Открывает и закрывает задвижки, замки, пользуется
ключом
Ф2.7 Закручивает и откручивает мелкие предметы (детали
игрушек, конструктора)
Ф2.8 Самостоятельно вдевает шнурки в ботинки/кроссовки
Ф2.9 Нанизывает мелкие бусинки на ниточку
Ф2.10 Рисует прямую линию и круг по образцу
Ф2.11 Проводит прямую линию строго между двумя

15

ограничительными линиями
Ф2.12 Складывает бумагу по заданным линиям
Ф2.13 Режем бумагу ножницами строго вдоль заданной линии
Ф2.14 Может аккуратно обрывать бумагу вдоль заданной
линии

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».