Аннотация к АОП ТНР
Аннотация
к АОП ТНР
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи разработана в соответствии с Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» от 17 октября 2013г. № 1155, Приказом Министерства просвещения РФ «Об
утверждении федеральной адаптированной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 24.11.2022г. №1022 и отвечает современным принципам государственной политики -
«единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской
Федерации в условиях многонационального государства.
Такая интеграция программного
материала позволяет подобрать индивидуально-ориентированные методы и приемы
коррекционно-развивающей работы в зависимости от имеющихся особенностей и
отклонений психического и физического развития каждого ребенка с ТНР.
Целью реализации Программы является
обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающихся дошкольного возраста с задержкой психического
развития, индивидуальными особенностями их развития и состояния здоровья.
Прграмма содействует взаимопониманию и сотрудничеству между
людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на
получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие
способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Задачи Программы:
•
реализация
содержания Программы;
•
коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
•
охрана и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе
их эмоционального благополучия;
•
обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
•
создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими
и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником,
родителями (законными представителями), другими детьми;
•
объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
•
формирование
общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
•
формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с ТНР;
•
обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
•
обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.
Программа включает в себя
следующие разделы:
•
целевой раздел
раскрывает цели, задачи, принципы Программы, планируемые результаты освоения
Программы, подходы к педагогической диагностике достижения планируемых
результатов;
•
содержательный
раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой
образовательной области для всех возрастных групп обучающихся с ТНР,
направления и задачи коррекционно-развивающей работы, рабочую программу
воспитания;
•
организационный
раздел содержит описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации
Программы, организацию развивающей предметно-пространственной среда, ее
материально-техническое обеспечение, примерный режим и распорядок дня в группах
компенсирующей направленности, план воспитательной работы.
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, представлена возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями развития детей с ТНР,
дополнительной общеразвивающей программой социально-педагогической
направленности «Волшебный карандаш».
Программа
направлена на создание условий развития ребенка с ТНР, открывающих возможности
для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы
и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками
и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно –
эстетическое развитие ребенка); на создание развивающей образовательной среды,
которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
детей.