Аннотация к АОП УО
Аннотация
к АОП УО
Адаптированная
образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» от 17 октября 2013г. № 1155, Приказом Министерства просвещения РФ «Об
утверждении федеральной адаптированной программы дошкольного образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 24.11.2022г. №1022 и отвечает современным принципам государственной политики -
«единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской
Федерации в условиях многонационального государства.
Такая
интеграция программного материала позволяет подобрать
индивидуально-ориентированные методы и приемы коррекционно-развивающей работы в
зависимости от имеющихся особенностей и отклонений психического и физического
развития каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Цель АОП ДО
- создание
условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающихся дошкольного возраста с УО (ИН), индивидуальными
особенностями их развития и состояния здоровья.
Программа
содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи АОП ДО:
реализация
содержания АОП ДО для обучающихся с УО (ИН);
- коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с УО (ИН);
- охрана
и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с УО (ИН), в т.ч.
их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с
УО (ИН) в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их
возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие
способностей и творческого потенциала каждого ребенка с УО (ИН) как субъекта
отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями),
другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся с УО (ИН),
развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим
и индивидуальным особенностям развития обучающихся с УО (ИН);
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с УО (ИН);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
АОП ДО включает в себя следующие разделы:
•
целевой раздел
раскрывает цели, задачи, принципы Программы, планируемые результаты освоения
Программы обучающихся с УО (ИН), подходы к педагогической диагностике
достижения планируемых результатов;
•
содержательный
раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой
образовательной области для обучающихся с УО (ИН), направления и задачи
коррекционно-развивающей работы, рабочую программу воспитания;
•
организационный
раздел содержит описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации
АОП ДО, ее материально-техническое обеспечение, примерный режим и распорядок
дня в группах компенсирующей направленности, план воспитательной работы.
Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, представлена возрастными и
индивидуально-типологическими особенностями развития детей с УО (ИН).
АОП ДО направлена на создание
условий развития ребѐнка с УО (ИН), открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими
возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской
деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно –
эстетическое развитие ребѐнка); на создание развивающей образовательной среды,
которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
детей.