Аннотация к АОП РАС
Аннотация
к АОП РАС
Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для обучающихся с
расстройством аутистического спектра разработана в соответствии с Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» от 17 октября 2013г. № 1155, Приказом Министерства просвещения РФ «О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки РФ и
Министерства просвещения РФ, касающиеся Федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)» от 08.11.2022г. №955, Приказом Министерства
просвещения РФ «Об утверждении федеральной адаптированной программы дошкольного
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от
24.11.2022г. №1022 и отвечает современным принципам государственной политики -
«единство образовательного пространства на территории Российской Федерации,
защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской
Федерации в условиях многонационального государства.
Такая интеграция программного
материала позволяет подобрать индивидуально-ориентированные методы и приемы
коррекционно-развивающей работы в зависимости от имеющихся особенностей и
отклонений психического и физического развития каждого ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
Цель Программы - создание условий для
дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося дошкольного возраста с РАС, индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию
и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся
дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования,
обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие
личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
- реализация содержания
АОП ДО;
- коррекция недостатков
психофизического развития обучающихся с РАС;
- охрана и укрепление
физического и психического здоровья обучающихся с РАС, в т.ч. их эмоционального
благополучия;
- обеспечение равных возможностей
для полноценного развития ребенка с РАС в период дошкольного образования
независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных
условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с
РАС как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми;
- объединение обучения и
воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей
культуры личности обучающихся с РАС, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;
- формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с РАС;
- обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с РАС;
- обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.
Программа АОП ДО включает в себя следующие разделы:
•
целевой раздел
раскрывает цели, задачи, принципы Программы, планируемые результаты освоения
Программы обучающихся с РАС, подходы к педагогической диагностике достижения
планируемых результатов;
•
содержательный
раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой
образовательной области для обучающихся с РАС, направления и задачи коррекционно-развивающей
работы, рабочую программу воспитания;
•
организационный
раздел содержит описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации
АОП ДО, ее материально-техническое обеспечение, примерный режим и распорядок
дня в группах компенсирующей направленности, план воспитательной работы.
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений, представлена возрастными и индивидуально-типологическими
особенностями развития детей с РАС.
АОП ДО направлена на создание условий развития
ребѐнка с РАС, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами
деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие
ребѐнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.